Найти тему
Тайна Дзен

Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев - личная жизнь

Оглавление
Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев — личная жизнь
Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев — личная жизнь

Она была музой классика хореографии Фредерика Аштона, любовницей гениального Ролана Пети, женой панамского дипломата Тито Ариаса и идеальной любовью Рудольфа Нуреева. Но в своей крохотной пачке, хрустальной тиаре и розовых пуантах для зрителей она всегда оставалась несравненной Марго Фонтейн — сокровищем Британской империи, звездой британского и мирового балета.

Девушка с характером

Марго родилась 18 мая 1919 года в графстве Суррей, в семье британского инженера. Большую часть детства провела в переездах между Лондоном и Шанхаем, где работал её отец. Её мать, наполовину бразильянка, наполовину ирландка, в 4 года отправила дочь в балетный класс, она мечтала, чтобы Марго стала звездой. И до 26 лет держала дочь рядом с собой, не давая ей расслабиться. Именно благодаря матери в 15 лет Марго поступила в знаменитую лондонскую школу русской танцовщицы Серафимы Астафьевой. А в 16 лет уже дебютировала в роли снежинки в «Щелкунчике». К17 годам Марго Фонтейн стала звездой и станцевала свою первую Жизель. Блистала она и в главных партиях в «Лебедином озере» и «Спящей красавице». В 1939 году началось её сотрудничество с хореографом Фредериком Аштоном. Он ставил для Фонтейн балеты «Дафнис и Хлоя», «Сильвия» и «Ундина». Он довёл до совершенства её технику, и если в 20 лет она была кумиром балетоманов Англии, то к 30 годам обворожила Америку. А после Авроры в «Спящей красавице» (1949 год, Нью-Йорк) стала «номером один» в мире.

Её жизнь за кулисами была не менее захватывающей. С 16 лет Марго меняла одного за другим самых блестящих мужчин, в её списке побед были и танцовщики, и музыканты, и писатели… В 36 лет она вышла замуж за Роберто (Тито) Ариаса, сына одной из самых влиятельных семей Панамы. Интересно, что первый раз Марго влюбилась в Тито в Кембридже, когда им было по 18 лет, а поженились они 18 лет спустя. К тому времени из смазливого красавчика он превратился в тучного мужчину, разведённого и мрачного, и Марго, возможно, не понимала, как это она умирала от страсти к этому толстяку?! Но он умел добиваться своего: он преследовал Фонтейн, осыпал её розами, бриллиантами и норковыми шубами. И победил! Эта история достигла своего апогея 8 июня 1964 года, когда Тито едва не убил своего друга Альфредо Хименеса, узнав о его интрижке с Марго. Они стреляли друг в друга, одна из пуль попала Тито в позвоночник. Полтора года он провёл в больнице, а затем оставшуюся четверть века своей жизни — в инвалидном кресле.

Безумный Рудольф

Вот с того момента Марго исполняла, пожалуй, величайшую роль в своей жизни — роль святой жены парализованного плейбоя. Более 20 лет она возила его в инвалидном кресле, кормила с ложки и заманивала красивых девушек, чтобы те составляли ему компанию. Фонтейн часто утверждала, что её муж не любит балет, но, глядя на её танец, Тито плакал. Наверное, кто-то скажет о ней: мученица! Но она так не думала. Она безропотно удовлетворяла все капризы своего калеки-мужа. В 1961 году, когда её карьера прима-балерины Королевского балета начала клониться к закату, в её жизнь ворвался Рудольф Нуреев. Он дал новый старт карьере Марго Фонтейн. Но и она помогла ему стать звездой. Он был моложе Марго на 19 лет, но то, что их связывало, заинтриговало весь мир. Насколько были они близки физически (и были ли вообще), до сих пор остаётся неясным (Нуреев утверждал, что были, Фонтейн говорила, что нет). Несомненно одно: они были безумно влюблены друг в друга на сцене и за её пределами. Они были неразлучны, ходили, держась за руки, смеялись без видимой причины — словом, вели себя как юные влюблённые. Давал ли он ей утешение в её несовершенном браке? Неизвестно. Но вот что он говорил: «Она вкладывала в меня всю душу. А потом наши эмоции выбрасывались в зал. Выбрасывались, а не преподносились. Мы играли и жили друг другом». Фонтейн и Нуреев были идеальной балетной парой. в нём было столько энергии, что её хватало не только для него самого, но и для окружающих. Он танцевал на грани невозможного и подталкивал к тому же Марго. Когда она падала от усталости и говорила: «Я больше не могу», он говорил ей в ответ: «Можешь! Я знаю, что можешь!» И она вставала и делала невозможное. Рудольф действительно дал Марго очень много, но и она дала ему не меньше. Она была идеальной партнёршей, какую только он мог пожелать: когда он выходил из себя, злился, кидался различными предметами и орал, она соблюдала ледяное спокойствие. Рудольфа боялись все, начиная от танцовщиков, заканчивая директорами труппы. Марго всегда смотрела ему прямо в глаза, всегда вежливо улыбалась: сломать её, вывести из себя не по силам было даже ему. Через много лет Нуреев говорил о Фонтейн: «Это все, что у меня есть. Только она…» Их изумительное партнёрство позволили оплачивать бесконечные счета за сиделок и поддерживающую терапию Тито (один сеанс его купания в бассейне стоил 700 долларов!). И Марго продолжала танцевать, несмотря на годы…

Вдали от сцены

Лишь в 1980-м Марго наконец вышла на пенсию, и супруги поселились в простом 4-комнатном доме на ферме в пригороде Панамы. Там, на природе (с пятью собаками и стадом в 400 голов), Фонтейн продолжала ухаживать за Ариасом. После 45 лет служения британскому балету она теперь служила лишь мужу. А накопленные за годы блистательных гастролей сбережения давно иссякли, потрачены на врачей Тито. Наверное, ей было бы не на что жить, но… Фонтейн никогда не узнала, что Нуреев анонимно оплачивал её больничные счета. И даже распродавал свои роскошные драгоценности, чтобы божественная Марго ни в чём не нуждалась. Он основал трастовый фонд для поддержки Фонтейн до конца её дней… Ну и кто скажет, что это не была — любовь?

Марго пережила мужа на 2 года. Потом у неё обнаружили рак. В результате ей потребовалось ампутировать ногу, но она отказалась: нельзя трогать совершенство! Фонтейн скончалась 21 февраля 1991 года, уже зная, что её кумиру Нурееву осталось недолго… Он ушёл 2 годами позже. Говорят, узнав о её смерти, Рудольф с горечью воскликнул: «Я должен был на ней жениться». Останки Марго не предали земле в Вестминстерском аббатстве, как того заслуживала слава балерины. Она просила развеять её прах у подножия могилы своего мужа в пригороде Панамы. Её надгробие — самое скромное на этом кладбище. Настоящая звезда не требует дополнительного блеска…

Анастасия Гросс — журналист, США.

Смотрите также — Выдающиеся балерины

#балет #танец #Нуриев #биография #судьба