В 1419 году император Священной Римской империи германской нации Сигизмунд (правил в 1410-1437 гг.) был признан частью чешского дворянства королем Чехии. Это не понравилось другой части дворянства Чехии, представители которой обратились к королю Польши Ягайло (правил в 1386-1434 гг.) и правителю Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Витовту (правил в 1392-1430 гг.) с предложением принять от них корону Чешского королевства. Но Ягайло и Витовт отказались от короны, а короновали своего племянника Жигмонта Димитриевича Корибута. Дали ему большое количество войск из поляков, литовцев, русских, и отправили защищать Чехию от войск Сигизмунда, который пытался силой оружия подчинить всех чехов своей власти.
Стоило Жигмонту вступить на территорию Моравии, как Сигизмунд, который осаждал чешский город Острог, немедленно снял осаду и поспешно отошел на территорию Венгрии, королем которой он являлся по совместительству.
Жигмонт штурмом взял и полностью разграбил город Уничев, поддерживавший Сигизмунда, и торжественно вступил в Прагу, встреченный восторженными чехами.
Обозленный этим Сигизмунд решил спровоцировать войну на северных границах Польши и ВКЛ. Он начал подбивать тевтонских и ливонских рыцарей на войну против Польши и ВКЛ.
А так как прямое сообщение Сигизмунда с руководством Орденов было возможно лишь через владения Ягайло, то агенты Сигизмунда, для того, чтобы попасть в Мальборк, наряжались нищими, которых в те дни было немало на дорогах Германии, Польши, Тевтонского Ордена. В своем послании в Мальборк Сигизмунд обещал любую военную помощь со стороны Германии и Венгрии, если Тевтонский и Ливонский Ордена начнут войну с Польшей и ВКЛ, Завязалась оживленна переписка, в которой шло обсуждение о начале и возможности совместных действий.
Кое-какие слухи об этих планах сторон начали доходить до Кракова. Король Ягайло потребовал у магистра Тевтонского Ордена объяснений. Тот заверил, что это все клевета тех, кто хочет нарушить мир между Орденом и Польским королевством.
В Кракове поверили.
И тут случилось непредвиденное.
В польском городе Конин прямо на дороге упал какой-то нищий и скончался. Понятно, что тело умершего подняли, чтобы отнести на кладбище. Как было принято, обыскали и нашли несколько писем за подписью императора Сигизмунда. Письма немедленно отправили к королю Ягайло.
Письма оказались соглашением между Сигизмундом и магистром Тевтонского ордена о совместных действиях против Польши и ВКЛ. Вероятно, агент их нес на подпись.
Кстати, не исключено, что агент до этого побывал в районе Торуня, где свирепствовала эпидемия, или пообщался с кем-то из тех краев.
Ягайло немедленно известил о находке Витовта.
Некоторое время спустя две армии общей численностью более, чем в сто тысяч из поляков, литовцев, русских, татар, валахов, ворвались в земли Тевтонского Ордена, с двух сторон: со стороны Польши и стороны ВКЛ. Все силы Ордена на тот момент составляли тридцать тысяч.
Сигизмунд попытался вмешаться. Не имея сил, чтобы помочь Ордену военным путем, он прислал к Ягайло и Витовту посольство с предложением своих услуг в качестве арбитра (он ведь не знал, что его письма попали к Ягайло и Витовут). Ягайло ответил, что он не намерен вверять отношения между Орденом и его королевством «наисправедливейшему» суду императора, а Витовт открытым текстом заявил, что императору веры нет, что он подл и в его очередную ловушку никто не попадется.
С тем посол и отбыл, а союзная армия продолжила погром владений Ордена.
Так неожиданная смерть агента Сигизмунда расстроила планы императора и дружественных ему крестоносцев.
А мне так думается что кто-то из тех кто знал о миссии тайного посланника и не желал по какой-то причине ее осуществления «расстарался».
(Источник: Стрыйковский)