В ночь с 14 на 15 мая 2021 в московской больнице умер Алексей Баташев. Ему было 86 лет. Википедия определяет его роль в мировой культуре так:
...старейшина джазовой критики, историк и активный популяризатор джаза, автор первой монографии «Советский джаз» (М., Музыка, 1972)...
Но его роль в истории российской и мировой джазовой сцены намного шире. Исполинская пропагандистская, просветительская, организаторская деятельность — так можно охарактеризовать то, что он делал с 1960-х годов и далее. Целые поколения слушателей выросли на его книгах и статьях, на радиопередачах о джазе, которые он делал или в которых участвовал на протяжении сорока лет — от Всесоюзного Радио до нынешнего «Эха Москвы». Целые поколения музыкантов и вдумчивых слушателей сформировала его преподавательская деятельность в области истории, теории и практики джаза в 1970-80-е гг., его огромная лекторская деятельность.
Он участвовал в худсовете единственной советской фирмы грамзаписи — ВФГ «Мелодия», на которой в том числе благодаря ему вышли десятки альбомов советских и зарубежных джазменов. Вошли в историю джазового просветительства его телевизионные программы, в том числе один из самых «широковещательных» джазовых телепроектов середины 1990-х — «Джаз с Алексеем Баташевым» на тогдашнем Пятом канале (в эфир вышло свыше ста выпусков!)...
Несколько десятилетий множество джазовых фестивалей по всей огромной стране были связаны с лицом и голосом Алексея Николаевича, который компетентно, артистично и «зажигательно» вёл их концерты. В 1990-е и 2000-е на концертную деятельность был сделан особый акцент: «сольно», а затем и в сотрудничестве с импресарио Майей Кочубеевой, которая была женой Алексея Николаевича последние три десятилетия его жизни, Баташев организовал и провёл множество отдельных концертов и целых концертных серий, в числе которых — продолжавшийся пять сезонов джазовый цикл в Большом зале Московской консерватории, десятки концертных программ в Зале Чайковского, выступления американских и польских джазовых звёзд, множественные программы, посвящённые истории советского джаза…
Баташев был и первопроходцем джазовых связей СССР и США— он первым в эпоху горбачёвской «перестройки» привозил советских джазменов в США не в эмиграцию, а с концертами, выступал с лекциями и мастер-классами во множестве американских университетов. Но что более важно, он был первооткрывателем джазовой темы для десятков тысяч людей в СССР, а затем в новой России. Наряду с глубокими исследованиями Леонида Переверзева, музыковедческими работами Валентины Конен и Дмитрия Ухова, популяризаторскими усилиями Аркадия Петрова, многоликая, многообразная и плодотворная просветительская деятельность Алексея Баташёва привели в мир джаза множество новых слушателей и ценителей.
Спасибо за всё, что вы сделали, Алексей Николаевич.
Из статьи Алексея Баташева «Музыка жизни»
«Огонёк», 1993, №31-32
...Было такое время: совершалась какая-нибудь левацкая акция, и все косили под стиляг и джазменов. Потом наезжала комиссия, и все становились лояльными советскими гражданами. Сегодня их можно узнать по рассказам, как они боролись с режимом с помощью джаза. Кто действительно боролся, тот не дожил.
Зоркие люди подметили, что джаз можно узнать по большой ударной установке, которой нет ни в духовом, ни в симфоническом. Каким-то образом это докатилось до партийного руководства тогдашней культурой и было ему большим подспорьем в практической работе, но не помешало чуть ли не до 80-х годов путать джаз с роком.
А надо рассуждать проще: если заиграли «Чаттанугу», это джаз, если «Твист Эгэйн» — рок. Если громко, значит джаз. Если ещё громче — рок. Сидят — оркестр. Стоят — ансамбль. Длинные волосы — рокер. Борода аккуратно подстрижена — джазмен. Запущена — авангардист.
Театральная и телевизионная элита часто полагает, что джаз — это когда двое-трое артистов играют на недорогих духовых инструментах нечто такое, отчего в голове заводятся интересные мысли. Джаз — это способ поумнеть.
Короче говоря, джаз это то, что называют джазом, если никто при этом не возражает. Джазменом может стать каждый, кто не претендует на иное.
А может, не надо ломать голову с этой чертовой импровизацией, дело-то простое: хорошая музыка лучше плохой. Репетиции для артистов не дураки придумали. […] Как говорят в музыкальных редакциях Останкино, хорош тот экспромт, который хорошо подготовлен.
А тут ещё появляются знатоки, которые нам подбрасывают, что в джазе главное свинг, но если вы спрашиваете, что это такое, то вы никогда этого не поймёте.
Не верите? В одной толстой и чёрной книге о джазе есть специальный словарик и там сказано, что термином «свинг» обозначают «присущую только джазу полиритмию, несовпадение ритмических акцентов мелодической линии и акцентов основного метра пьесы. Напряжение и расслабление звуковой материи, раскачивание ритма и противосложение ему придают джазовой музыке упругость, неуклонную пульсацию».
Да, ребята, джаз — дело тёмное.
Но те, для кого за словами «упругость, неуклонная пульсация» стоят личные слуховые ощущения, приведённое нагромождение терминов не являются пустым звуком.
Откуда берется свинг?
Как и пульс, он является признаком жизни.
Джаз — это живая музыка.
Музыкант, импровизируя, высказывается от своего имени, а не выполняет поручения композитора. К слову сказать, само это разделение привычного для нас музыкального производства на два цеха — композиторов и исполнителей — в другом виде искусства выглядело бы кощунственным. Представим себе живописца, который оканчивал бы свою работу не созданием полотна картины, а написанием подробной инструкции, как её следует рисовать, после чего ансамбли рисовальщиков-исполнителей предлагали бы миру свои прочтения авторского замысла. Ну прямо как в архитектуре, которую называют застывшей музыкой. Живописоведы ночей не спят, то на рентгене картину просветят, то химанализ соскребут, чтобы докопаться, оригинал или нет. А музыковеды вообще без оригиналов работают — и хоть бы что. Зарплата, хоть и маленькая, но идёт. И все довольны.
[...]
Джаз возвращает музыке её самую древнюю и, может быть, главную функцию — быть средством человеческого общения. Именно в таком общении, начавшемся на заре человеческой культуры и длившемся вплоть до нового времени, в каждом народе сложилась своя национальная система музыкальных выразительных средств, музыкальный язык, подобно тому, как в процессе словесного общения родился язык, на котором говорит народ.
Так и на музыкальном языке — сначала говорили.
Когда люди заявляют, что им джаз непонятен, это очень тревожный знак. Джаз-то, как я постарался доказать, основан на владении языком музыки, то есть на слухе, только на слухе и ни на чем другом, кроме слуха. Непонимание джаза — симптом музыкальной глухоты, невладение им — признак музыкальной немоты. Джаз — музыкальная разговорная речь в той же степени, в какой написанную музыку можно сравнить с литературой. Человек, который заявляет, что он понимает классическую музыку и не понимает джаз, похож на того, кто называет себя ценителем стиля Андрея Платонова, но при этом по-русски не говорит.
То есть, по сути, джаз — игра, основанная на слышании музыки. Это является как его сильной, так, увы, и слабой стороной. Сильной потому, что отсюда вытекает честность, ответственность, солидность его артистов. Сильной и потому, что джазу не пристало продаваться, кому-то служить, идеологизироваться, иллюстрировать какие-либо тезисы, выполнять социальные заказы. Джаз — это музыка без подтекста. В отличие от романов, симфоний и кинофильмов джаз никогда не рисовал образ врага. На фоне древнейших профессий это плюс.
А минус — из-за того, что на сокращающемся пространстве существования музыкального слуха много не построишь. Что значит игра звуков, мотивов, гармоний, ритмов и полиритмов для глухого?
[...]
Пока в музыке мощна устная сфера, музыка жива. Осталась одна письменная — она мертва. Мертва латынь, на которой не говорят. Мёртвый язык не родит новых слов. Мертвый язык не связан с человеческими чувствами, а потому не способен нести художественное содержание. Слова мёртвого языка хороши лишь для языка науки, но не искусства.
Потому-то я и думаю, что Большая Музыка все равно пройдёт в своё будущее лишь по джазовому мостику. Джаз спасет её.
[...]
Джаз — это встреча и диалог культур. Первые искры джаза были высечены из столкновения европейской и африканской традиций на американском материке. Теперь на палитре джазменов все музыкальные краски мира. Потому мне казалось, что джаз имеет исключительно интересное будущее в нашей стране, единственной стране, занимающей обширные пространства на двух континентах, где гнездится такое количество корней разнообразнейших национальных музыкальных культур.
Джаз — это модель мира, где всё основано на взаимодействии, где есть простор, а не товар, где человек говорит за себя и отвечает за себя. Свободная музыка для свободных людей. Джаз ненавидят любые противники свободы.
Джаз — это отображение мира постоянно меняющегося, мира, описания которого моментально устаревают, то есть того самого, в который мы сегодня вступили. Некоторые ещё недавно называли мир с такими свойствами эпохой победившей научно-технической революции. Когда надо действовать не по инструкциям, а по своему разумению.
Джаз — это музыка тех, кто привык думать и решать сам. Музыка от первого лица...
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!