Найти тему

"Правила порядочного музыканта" - как вести себя на репетиционной точке?

Здарова.

На протяжение всего 2020 года волею судеб мне посчастливилось стать фактически вторым хозяином одной из репетиционных точек города. Я всего лишь пришёл в группу поиграть на гитаре, но водоворот событий распорядился несколько иначе. Как итог – репетиции, хозяйственная деятельность и быт оплота музыки - во всём этом я принимал самое непосредственное участие. К нам ходило достаточно много разных групп разного возраста и репертуара, от студентов, недавно взявших в руки инструмент, до вполне себе состоявшихся дядек. В целом дела шли отлично, но не обходилось и без эксцессов, большинство из которых были вызваны отсутствием понимания у музыкантов, как следует себя вести на репетиционной точке.

Так что сегодня, исходя из своего опыта нахождения по обе стороны баррикад, хочу вам поведать о своём видении идеального музыканта, которого будет рад видеть в гостях любой владелец репетиционного помещения, всегда угостит чаем и будет рад помочь всем, чем только может. Поехали!

Пункт номер 0. Не воруйте!

Проблема ног, вырастающих у мелочёвки в арсенале любой репетиционки – поистине вечная. Тюнеры, медиаторы, барабанные палочки и кабеля - всё это с завидной регулярностью пропадает из репетиционных точек. Нельзя сказать, что музыканты поголовно тащат всё, что плохо лежит – многие вещи пропадают из-за банальной невнимательности. Крутой подписной медиатор, по доброте душевной выданный на репетицию, по привычке кладётся в карман, тюнер-прищепка, забытая на гитаре, обретает новый дом – всё это было, есть и будет.

Тем не менее, необходимость постоянно закупать целую кучу мелочей порядком надоедает любому владельцу репетиционки. Поэтому, дорогие музыканты, будьте внимательнее! Следите за тем, чтобы выходило с репетиции ровно столько людей и вещей, сколько в неё пришло. Лишняя проверка, не прихватили ли вы чего лишнего, займёт ровно одну минуту, зато уважения к вашей группе, как к людям и музыкантам, уважающим чужое время и имущество, прибавит в неописуемых масштабах. Никому не хочется вешать камеры, смотреть, кто чего утащил, тратить деньги и нервы. В то же время, вся эта мелочь находится в постоянном использовании. Поэтому отнеситесь к этому пункту, как к святому правилу, а уж если ненароком прихватили чего – найдите время заехать и вернуть как можно скорее, а не на следующей репетиции через пару недель.

Это - гайки крепления барабанного "железа". И они тоже периодически пропадают с репетиционных точек. Казалось бы, копеечная деталь, а всё равно - прут только в путь.
Это - гайки крепления барабанного "железа". И они тоже периодически пропадают с репетиционных точек. Казалось бы, копеечная деталь, а всё равно - прут только в путь.

Пункт номер 1. Будьте пунктуальны.

В нашей репточке политика партии была такова, что если группа опоздала, но следом за ней есть окно – время репетиции отсчитывается с момента прибытия. Но так обстоят дела далеко не у всех, и на то есть причины. Практически все репточки работают по предварительной записи. Разумеется, если следом за вами записалась следующая группа, то ваше опоздание только откусит кусок от вашей же репетиции. Но есть и другой момент. Дело в том, что далеко не каждая репточка имеет полную занятость 7 дней в неделю. Рабочее время в будние дни – в большинстве случаев и вовсе мёртвое. Разумеется, владельцу точки, как правило, совмещающему роль звукорежиссёра и администратора, редко хочется сидеть на точке всё рабочее время. Обычно этот человек приезжает заранее, проверяет оборудование, готовит точку к приходу группы и ждёт гостей, а по окончании репетиции уезжает по своим планам.

Если же группа опаздывает, то, чтобы обеспечить полноценную репетицию, хозяину придётся сильно двигать свои планы, а это порой очень неудобно. Вот почему, будучи пунктуальными, вы проявляете уважение к людям, которые будут с вами работать, и даёте возможность проявить уважение к вам и вашему творчеству.

Сюда же можно отнести и в целом посещение репетиций. На моей памяти была всего лишь пара случаев, когда группа без предупреждения не приходила на репетицию. Такие вещи – за гранью допустимого. Форс-мажоры бывают у всех, и все это понимают, однако если вы не можете прийти – сообщите об этом, как можно раньше, ведь в занятое вами время, возможно, хотели бы прийти поиграть другие люди.

Кстати, знакомый владелец реп.базы рассказывал, как пара групп за такие проделки попала на предоплату репетиций при записи. Впрочем, больше он их не видел.

Пункт номер 2. Аккуратнее с оборудованием!

Однажды группа студентов-энтузиастов, не уследив за собственными ногами, умудрилась сломать наконечник гитарного кабеля, да не простой, а «Monster Cable». В масштабах репточки – копейки, но для четырёх бедных студентов это оказалось проблемой. Договорились на том, что они приобретут такой же наконечник, а поменяем уже своими силами. Эпопея длилась около двух месяцев. Сперва ребята не могли найти, где купить, затем последовали финансовые трудности. Дошло до того, что в итоге каждый из них начал приносить свою часть стоимости разъёма, чтобы «рассчитаться». Не говоря уже о том, что их вечно приходилось шевелить.

Это был пример того, как НЕ надо себя вести, если вы случайно что-либо сломали. Разумеется, износ барабанных палочек, пластиков, железа, ламп усилителей и многого другого уже заложен в стоимость репетиций и не подлежит взысканию с музыканта (хотя, к слову, в моей жизни был момент, когда реп.точка хотела получить с меня новый пластик взамен порванного на репетиции). А вот что-либо, преждевременно покинувшее этот мир по вашей вине, конечно, необходимо починить, либо договориться о компенсации.

При этом важно понимать одну вещь. Для репетиционки ваша группа – одна цельная единица, у которой есть представитель, который договаривался на репетиции и в целом ведёт общение с администратором. Как правило, это лицо – лидер группы (у вашей группы ведь есть лидер, не так ли?). Именно на его плечи и ложится бремя компенсации причинённого ущерба. В идеальном случае лидер группы решает проблему «на месте» - грубо говоря, достаёт из кармана баблишко и компенсирует все расходы, если это, конечно, возможно. То, как он будет решать проблему внутри группы, и будет ли – репетиционку не должно волновать ни в коей мере. Если вы привыкли поступать именно так – ещё один балл уважения к вам у вас кармане.

В целом следует быть аккуратными всегда, когда пользуетесь чем-либо чужим. Даже если ваша музыка – ультратяжёлый Death-Metal, это не повод за одну репетицию ломать пару комплектов барабанных палочек и сжигать ламповый усилитель. А ещё выше вы поднимитесь в глазах администрации базы, если будете приносить мелочи – гитарные кабели, барабанные палочки и многое другое – с собой. На многих репточках, кстати, такой распорядок является нормой.

Собрались на репетицию? Убедитесь, что этот джентльменский набор присутствует в вашем гитарном чехле!
Собрались на репетицию? Убедитесь, что этот джентльменский набор присутствует в вашем гитарном чехле!

Пункт номер 3. Чего-то хотите – спросите.

Привычка своевольничать характерна в основном для молодых и неопытных групп. Одни ради эксперимента подключают бас в гитарные усилители, другие что-то крутят наобум в комнатном микшере, стремясь прозвучать как можно громче. На моей памяти апогей такого неподобающего поведения – когда одному из музыкантов, видимо, надоела его гитара, и он решил поиграть на стоявшей неподалёку ESP, разумеется, не посчитав нужным спросить разрешения у её владельца.

Такие вещи мгновенно выдают «невоспитанных» музыкантов, за которыми возникает необходимость постоянно следить. Разумеется, это мало кому нравится. Запомните – работа администратора/звукорежиссёра заключается в том, чтобы перед репетицией обеспечить вас всем необходимым, отстроить вам звук и дать вам возможность сосредоточиться на игре. Но, раз уж вам захотелось поэкспериментировать – не стесняйтесь позвать администратора и осуществлять свои эксперименты вместе с ним. Этот человек намного лучше вас знает оборудование в ведении базы, что с ним можно делать, а что чревато последствиями. Обычно эти правила поведения описаны на специальном листе на репетиционке, и существуют они лишь для того, чтобы не возникало конфликтов из-за ненароком выплюнутых пищалок или схлопнувшихся ламп. У нас, к примеру, подключение, отстройка и отключение музыкантов всегда происходило под контролем. Никакой самодеятельности – и все довольны.

Пункт номер 4. Уважительное поведение – наше всё.

Редкий музыкант не видел многочисленных мемов на тему барабанщиков, исполняющих пассажи во время настройки гитар. Каждый музыкант в группе сталкивался с этим лично. Но касается это не только барабанщиков. Сложно удержаться и не вжарить рок-н-ролл, когда тебя подключили и дали большую громкость. Но если кто-то при этом пытается отстроить звук или что-то сказать – ваши головокружительные соло никто не оценит. Поэтому возьмите себе за правило – «когда все говорят - никто не играет, когда все играют – никто не говорит». В процессе отстройки звука – и подавно, звучать вам необходимо только и исключительно тогда, когда звукорежиссёр вас об этом попросил. Хотите размять пальцы, пока отстраивают басиста – уберите громкость на гитаре и играйте на здоровье. Ну, а барабанщикам – перекур. Поверьте, если вы освоите этот навык самообладания, то сильно вырастете в глазах не только персонала репетиционки, но и в глазах ваших же коллег по цеху и по группе.

Эти пять несложных пунктов я считаю самыми важными для каждого музыканта, а знать их и понимать необходимо ещё до того, как вы впервые придёте на репетицию. А если вы – ещё и лидер группы, стоит довести их до каждого из ваших «одногруппников». Каждый из этих пунктов, по сути, сводится к одному и тому же – осознанию баланса своих прав и своей ответственности. Именно понимание своей ответственности и делает из детей состоявшихся взрослых людей, с которыми всегда приятно и взаимовыгодно иметь дело. С детьми (даже великовозрастными), напротив, никто работать не будет, тем более – на совесть.

У некоторых может возникнуть вопрос – «А зачем это всё? Мы – музыканты, а администрация репточки – это другие люди, с нами мало пересекающиеся. К чему нам их уважение и высокие котировки?».

Отвечу. Быть на хорошем счету в музыкальной среде – всегда выгодно группе. Дело в том, что редкая репетиционка существует лишь сама в себе и только для заработка денег. Подавляющее большинство людей, работающих в таких местах – люди, посвятившие себя музыке. Соответственно, они имеют немало самых разных связей и вполне могут вам помочь с вашим развитием. Мы, например, проводили различного рода квартирники и трансляции, приглашали людей в гости на уютные посиделки с песнями, чаем и печеньками. Разумеется, приглашали выступать и группы, засветившиеся на нашей репетиционке. Так группы получали свои первые выступления, первые аплодисменты и первых слушателей, а может даже – и фанатов, а уж значение всего этого для начинающей группы переоценить сложно. Если группа зарекомендовала себя, как ответственные ребята, которые хорошо подготовятся к выступлению, хорошо выступят и ничего не сломают – они приглашаются в числе первых. Те же, кто свою репутацию подпортил, приглашаются по остаточному принципу при острой нехватке народа, а иногда – даже в таком случае не приглашаются вовсе. Как знать, быть может, какая-то из групп упустила свой шанс стать звёздами просто потому, что на заре своей карьеры не умела себя вести...

-3

На этом всё, друзья. Уважайте друг друга, будьте аккуратны, и, уверен, всё у вас получится. Особенно – если поставите лайк этой статье и подпишетесь на канал. Ну, а если есть что сказать – всегда добро пожаловать в комментарии!

Счастливо!