Ну вот, я снова влюбилась! И виноват в этом он: №С 4004! Как же он красив! Несмотря на то, что ему 110 лет! Увидев его впервые в лучах заходящего солнца, я забыла все свои прежние увлечения: форты, усадьбы, водонапорные башни - и устремилась к нему!
Помимо номера, у него есть имя #маяк Шепелёвский. Он установлен южном берегу восточной части Финского залива вблизи северной оконечности полуострова Каравалдай.
Название "Каравалдай" произошло от местного финно-угорского слова "Harjavalta" - "волость на возвышенности". Потом оно преобразовалось в форму "Гора Валдай". А название "Шепелёво" появилось только в XVIII веке, потому что тогда здесь было имение генерал-майора Степана Шепелёва.
Интересно, что 100 лет назад полуостров Каравалдай был островом. А через протоку, отделявшую его от материка ещё в 1970 годы существовал пешеходный деревянный мост длиной 150 метров. Сейчас протока полностью замыта наносами, которые принесли течения залива.
А история самого Шепелёвского маяка начинается с петровских времён. 11 июля (30 июня) 1724 года Коллегия Адмиралтейства дала приказание: «… на Горивалдае бакан поднять и на нём огонь содержать выше прошлогоднего». Правда, 30 (19) августа 1724 года она же постановила: «Горивалдайский огонь содержанием ныне оставить и нужные материалы перевесть пополам на Гогланд и Сескар».
И только через 116 лет на Шепелёвой горе снова установили деревянный навигационный знак, но без огней. Его несколько раз перестраивали, то уменьшая, то увеличивая высоту и в 1869 году его высота составляла 43 фута, то есть 13,12 метра.
В 1891 году участок, на котором к тому времени стоял новый, уже железный знак, но всё той же высоты, продали за 17000 рублей Францу Карловичу Сан-Галли, российскому заводчику и предпринимателю, который известен, прежде всего, как изобретатель радиатора отопления.
На возвышенности мыса Франц Карлович построил дачу с белым бельведером и флагштоком. Размах, с которым Сан-Галли построил усадьбу был таков, что в отчёте Главного гидрографического управления за 1899 год сообщалось: "Знак на мысе Шепелёва оказался бесполезным, так как был совершенно заслонён с моря разросшимся парком дачи Сен-Галли". Поэтому в 1899 году железный Шепелёвский знак был перенесён на остров Виргин, где служит мореплавателям до сих пор. А в качестве морского отличительного знака стал использоваться белый бельведер с мачтой. Он упоминался в книге «Огни и знаки …» до конца 30-х годов ХХ века.
Франц Карлович как истинный предприниматель сумел ещё выиграть, как сейчас бы сказали, тендер на установку сирены на мысе полуострова Каравалдай, организовав сравнительные испытания сирен различных производителей: русских заводов Ф.К.Сен-Галли и Е.Яковлевой и французской фирмы Соттер.
И вот, для безопасности плавания торговых судов во время туманов в 1904 году на северо-западном мысе острова Каравалдай установили сирену. Но сначала были построены различные сооружения: само здание сирены,жилой дом, каменная кладовая для керосина, деревянные кладовые, колодец, а ещё установлен забор и проложены булыжные мостовые.
Сирена начала действовать осенью 1905 года. Она подавала сигналы с периодичностью в 63 секунды. Рупор звукоизлучателя был установлен на крыше здания на высоте почти девять метров,и звуковой сигнал был слышен далеко: в обычных погодных условиях - на расстоянии до 4 миль (7,4 км), а в тихую погоду - до 8 миль (14,8 км).
Но сигналов сирены оказалось недостаточно для безопасного плавания торговых судов, и моряки в 1907 году ходатайствовали о постройке маяка на Шепелёвском мысу. И уже в 1908 году были начаты работы по строительству маяка.
Из кирпича была построена башня маяка, высотой 38,5 метров, а цоколь башни отделан колотыми облицовочными плитами – "диким камнем" из серого мелкозернистого гранита, который добывали в окрестностях Сортавалы в Карелии.
Из Франции были получены и доставлены на маяк фонарь и аппарат. В 1910 году они были установлены на башне и маяк был освещён. Дальность видимости его огня составляла 17 миль.
В 1936 году на мысу установили ещё и круговой морской радиомаяк. Ему был присвоен опознавательный сигнал «Л» по азбуке Морзе.
Во время блокады Ленинграда маяк оказался на территории Ораниенбаумского плацдарма. Около него начиналась ледовая дорога длиной 71 километр для снабжения защитников островов Сескар и Лавенсари (ныне – Мощный), шедшая с востока на запад. Эта дорога пересекалась с ледовой дорогой немецких войск, шедшей от Кургальского полуострова до мыса Стирсудден – с юга на север. Ораниенбаумский плацдарм был разблокирован только в январе 1944 года.
Во время войны дом Сен-Галли был разрушен и не был восстановлен. А вот Шепелёвский маяк 25 августа 1945 года возобновил работу.
В это же время был упразднён за ненадобностью радиомаяк. 30 ноября 1945 года для подачи туманных сигналов при маяке с западной стороны здания сирены был установлен колокол. Первоначально он должен был заменить сирену на зимний период. Сигналом колокола был двухударный звон с перерывом до 3 минут. Но в 1946 году возобновила работу и сирена.
В октябре 1954 года маячный аппарат был переведён на электрическое освещение. В 1958 году на берегу была построена бетонная защитная стенка длиной 115 метров.
В 1980 году эту стенку удлинили на 71 метр и на некоторых участках увеличили её высоту.
В 1978 году воинская часть № 73667 (УНР-118) развернула и в 1980 году завершила работы по реконструкции маяка Шепелёвский и строительству на его территории Навигационно-гидрографического полигона для испытания опытных образцов маячной техники. До сих пор Шепелёвский маяк находится в ведении Министерства обороны России и не включён в число памятников истории и культуры. А установка стальной утилитарной башни системы управления движением судов Минтранса России пагубно сказалась на восприятии облика маяка.
Для написания статьи использован материал из историко-технической справки под редакцией Ю.Шухина.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Есть ли шанс у "Шанца"?