Советский экраноплан "Лунь" стал поистине крутым чудом инженерного гения СССР, обладавшим внушительными характеристиками, считает журналист канадского издания Hot Cars Аарон Спрей. По его словам, это изобретение было незаслуженно предано забвению.
Экранопланы являются особым видом техники, конструктивно схожим с самолетами, объяснил эксперт. Канадец уточнил, что подобные машины способны скользить над водной гладью благодаря своеобразной воздушной подушке, создаваемой под крыльями экраноплана во время движения. Спрей обратил внимание на образец, созданный в Советском Союзе в 1980-х годах и получивший название "Лунь". По его словам, этот экраноплан стал самым большим и амбициозным проектов своего времени среди подобных машин. Автор материала назвал пять причин, почему грозный "Лунь" был по-настоящему крутым изобретением русских.
Бесценный опыт
Подобный экраноплан был создан в единственном экземпляре и протестирован в акватории Каспийского моря. "Лунь" был весьма успешным проектом, что, по мнению Спрея, дало советским инженерам уникальный опыт по созданию подобных машин. Он упомянул менее монструозный, но более практичный А-90 "Орленок", который, к сожалению, тоже не стал массовым. Эксперт уточнил, что этот образец был сконструирован на основе знаний, полученных при проектировании экраноплана "Лунь".
Колоссальная грузоподъемность
"Лунь" мог без каких-либо затруднений транспортировать военную технику, солдат и прочие грузы на большие расстояния, передвигаясь над поверхностью воды на высокой скорости, отметил журналист. Общая грузоподъемность машины составляла 100 тонн.
Впечатляющая боевая мощь
Огромный экраноплан был пригоден не только для грузоперевозок, но и для нанесения сокрушительных ракетных ударов, подчеркнул Спрей. "Лунь" мог со скоростью самолета приближаться к кораблям противника и атаковать противокорабельными ракетами, коих он нес на своей "спине" целых шесть штук.
Наследие "Каспийского монстра"
В 1960-х годах американские разведчики засняли с воздуха легендарный экраноплан КМ, который получил на Западе название "Каспийский монстр". Однако в те времена в США не смогли понять, что за советское "чудовище" они увидели на фото. До 1988 года КМ оставался самым большим летательным аппаратом в мире. После крушения "монстра" во время испытаний, в СССР решили не строить второй прототип, а создать новое творение на основе этого проекта. Так на свет и появился могучий "Лунь".
Высокая скорость
Монструозный экраноплан мог парить на высоте четырех метров над водой, разгоняясь до 550 километров в час, и это при собственной массе без дополнительной нагрузки в 286 тонн, отметил Спрей. Дальность хода машины была не менее впечатляющей, чем его скорость — 1000 морских миль (1852 километра).
От автора канала: меня всегда поражала грозная и мощная стать этого экраноплана-ракетоносца. Очень жаль, что эта технология в итоге была забыта, а сам "Лунь" стал экспонатом парка "Патриот" в Дербенте после того, как десятки лет гнил в Каспийске и чуть не попал в утиль. Но, видимо, в современных реалиях в подобных помесях корабля с самолетом больше нет надобности.
Уважаемый Читатель, если тебе понравился этот материал, то поставь лайк, подпишись на канал и поделись ссылкой на статью с друзьями в соцсетях, а также выскажи свое мнение об этом вопросе в комментариях. Спасибо за внимание.
Другие публикации канала: