Найти тему

Подделки, ставшие оригиналами

Всем привет!

2 дня назад у меня вышла статья про Альчео Доссену, знаменитого фальсификатора первой половины ХХ века, сотня скульптур которого обманула весь мир и лишь один отказ вскрыл весь масштаб обмана. Теперь же о другом мастере, который оказался, скажем так, предусмотрительнее и сумел избежать преследования.

В 1930 году в библиотеку Моргана в Нью-Йорке поступила картина, авторство которой приписывалось испанскому художнику Хорхе Инглесу. Это был мастер XVв, поэтому картину оценили в 30 000 долларов. Перед покупкой будущий экспонат требовалось подвергнуть экспертизе. Картина с названием "Обручение святой Урсулы" эту экспертизу с треском провалила: специалист по средневековым манускриптам Бель да Коста Грин доглядела, что расположение фигур срисовано с более позднего манускрипта:

Затем сделали анализ красок и выяснилось, что зеленый пигмент "парижская зелень", использованный на картине, появился только в 1814г., что означало окончательный приговор аутентичности.

Хорошо изучив подделку, эксперты начали поиск других фальсификатов и быстро нашли первый десяток. Чтобы обозначить автора, неизвестному художнику дали прозвище "испанский фальсификатор". И тут же нашли еще 4 картины... Потом расширили список до 46... К 70-м годам прошлого века их число выросло до 140шт, а к нашему времени насчитывается более 300шт. Самое интересное, что эти картины мирно стояли в экспозиции лучших музеев мира, имея историю покупок с 1890 по 1920 годы! Таким образом установили, что годы активности "испанского фальсификатора" - конец XIXв - первая треть ХХ в.

Распознать серию подделок, сделанных одной рукой, позволили некоторые характерные особенности. Например, художник использовал одни и те же образы на картинах. Если поднимите глаза выше, увидите в центре на "Обручении святой Урсулы" симпатичную девушку, придерживающую синюю юбку левой рукой. А вот еще одна картина, на которой та же девушка:

-2

Другая привычка - рисование одной и той же группы персонажей. К примеру, на картине выше две девушки и мужчина, их же видим ниже, но чуть в ином расположении и в иных позах:

-3

А на замок на горе обратили внимание? Он тоже часто встречается:

-4

Был и ряд других особенностей. Но самое интересное - использованный материал для картин! Тут мастер старался подобрать поистине древнюю основу. К примеру, для этого триптиха он раздобыл старую картину. А потом пририсовал правую и левую створку триптиха. Если бы мне не сказали - в жизни бы "на глаз" не отличил:

-5

Бумага, на которой он рисовал, тоже была старой. Сейчас принято считать, что он использовал средневековый нотный текст 1400-х годов. Вот известная картина с группой за игрой в шахматы:

-6

А вот оборотная сторона картины:

-7

Хоть мастер и остался неизвестным, признанию это не помешало: в 1970г в Библиотеке Моргана, где началась история, прошла первая выставка его работ. И имела большой успех. В конце 1990-х Christie’s продал серию из четырех миниатюр за 17 тыс. фунтов вместо заявленных 6 тыс. А восемь его работ значатся в каталоге британского Музея Виктории и Альберта. Фактически, его подделки перестали быть просто подделками и обрели оригинальность. Если вы помните, то история Альчео Доссены, успевшего зацепить кусочек славы, закончилась печально... "Испанский фальсификатор" скрыл свою личность, не получил прижизненной славы, но получил вторую жизнь благодаря своим работам. Интересно, что важнее, как думаете?

Моя следующая статья "Товарищ - 4" здесь

Работы "Испанского фальсификатора"
Работы "Испанского фальсификатора"