"Ооооо, скорее был открыли Египет", - стонет моя коллега. "Или Дубай! Обожаю Дубай!" - "Ну пока не открыли ни то, ни другое, съезди в Крым", - говорю я ей. - "Чтооооо? В Крым???? Никогда!" - и далее уже с легкой гримасой: "Ведь там такой сервис".
Такой - какой?
В Крым я впервые поехала в 2017 году. Отзывы не читала, обзоры не видела - смотрела только крутые фото из разных мест и поняла, что хочу там побывать. В первую очередь, из-за потрясающей природы.
Приехали, бросили вещи, схватили полотенца-купальные принадлежности и рванули на пляж. И вот тут я обомлела. Пляж в Ялте был плотно упакован отдыхающими всех возрастов и оттенков загорелой кожи. Нашли местечко, приткнулись. Позвонила маме и спрашиваю: "Маааам, лежим вот, моя нога упирается в чей-то нос, а чья-то пятка - в мой нос соответственно". Мама, отсмеявшись, пояснила, что в общем-то, так так было всегда. Отличие только в том, что 30 лет назад лежак невозможно было найти днем с огнем, причем за деньги. Сейчас арендовать его можно, как и зонтик, но расход "на полежать" будет уже немного другим. И это сентябрь, бархатный сезон, когда школьники уже учатся, и отдыхающих. должно быть меньше. Потом мы отправились на Массандровский пляж, полностью платный.
Количество людей было меньше раз так в пять - не каждый хочет платить за 2 лежака и зонтик сумму примерно в 1000 (могу ошибаться, давно было) рублей.
Собственно все. Это единственное - его даже негативным не назовешь - впечатление от Крыма. Объективно я понимаю, что все едут туда отдыхать, не только я. Как могли, условия пребывания на пляже мы улучшили (за деньги), дальше переехали в Коктебель, где все уже гораздо попроще. Часто ездили за город, где нет лежаков и сервиса, зато есть чистое море и песочек.
К отелям, частоте в номерах, обслуживанию на ресепшн, экскурсиям, рынкам, выбору на этих рынках претензий не было.
В начале 2017 года я также летала на Хайнань, и попали мы прямо в китайский Новый год. Поэтому ЧТО такое МНОГО людей, НЕТ мест и КАКОЙ должен быть сервис я примерно понимаю.
В Крыму мне понравилась природа, сногсшибательные виды, воздух, качество экскурсий (с последним допускаю, что повезло).
Насчет цен - я могу себе позволить отдых ценой в полторы моих среднемесячных. зарплаты. Больше - нет, и неважно, о какой стране мира идет речь, это просто нецелесообразно.
Отзывы на Крым я начала читать после того, как захотела написать свой. И вот тут я, мягко говоря, удивилась. Люди жаловались на ВСЕ:
- на чистоту в номерах
- на стоимость фруктов
- на приветливость администраторов на ресепшн
- на отсутствие анимации для детей (иногда - взрослых)
- на цены в общем и на приветливость (тоже в общем)
То есть куда не посмотри - найдется повод для недовольства.
Я была в Турции-Египте-Греции-Кипре несколько раз. И крымский сервис мне не резанул по сердцу. Но мы изначально планировали бюджет довольно приличный - экономить в отпуске не хотелось. То есть если бы стоял вопрос "ехать и питаться дошираком" или "не ехать и дома провести отпуск" я бы однозначно голосовала за второй вариант.
После негативных отзывов я провела опрос среди побывавших в Крыму знакомых. Ничего критичного они тоже сказать не могли.
Так почему же столько разные впечатления?
Виноваты завышенные ожидания, большие претензии, надежда на то, что Крым будет похож на Турцию, где клиент - не просто человек - а "его величество клиент"?
1. Уровень сервиса. Мне попался абсолютно обычный уровень сервиса, с обычными девчонками на ресепшн, с приветливыми хозяйками, которые сдавали коттеджи, параллельно угощая нас фруктами и коньяком, с отличными гидами, которые помогли найти машину и тд. Возможно, так совпало. Возможно, я ехала из России в Россию, а если так, то почему сервис в Сибири должен отличаться от сервиса Крыма? Потому что я приехала туда тратить деньги? А дома, можно подумать, я их не трачу. На каждом шагу попадаются некомпетентные представители разных профессий, от строителей до парикмахеров. Почему там-то должно быть по-другому?
История из жизни:
После университета моя подруга уехала в Москву, вышла замуж. Потом часто приезжала домой. В один из приездов мы пошли в ресторан. Приличный такой ресторан. И вышла какая-то заминка с подачей блюд, и она не то чтобы нервничала, но что-то о сервисе нашем сказала. Буквально летом они поехали в Италию, и потом она со смехом рассказывала, как в итальянском ресторанчике сначала они ждали полчаса, пока им принесут меню, потом заказ - но что поделать, ведь это Средиземноморье. Чувствуете разницу?
2. Номера
Читала на днях отзыв женщины о том, как в отеле Анапы ей пришлось мыть пол самой, настолько там было грязно после ремонта. Номер стоил что-то около 2500 в сутки на двоих с питанием. Ситуация неприятная, сама не люблю грязь в номерах. Но это просто смешные деньги. Что она ожидала? И как может трехразовое питание на двоих и номер в принципе стоить 2500? Могло пострадать качество питания, например, а не качество чистоты пола. Все-таки стоит адекватно оценивать свои возможности и запросы. С большей долей вероятности за такие деньги что-то будет не то. Но, как сейчас любят возражать - "их никто не заставляет устанавливать такую цену, пусть дороже, но лучше" или вот любимое "не нравится - уходи", то есть не могут сделать нормально - не надо держать отель. Ага. Но вот они держат. И даже если вас разорвет от злости, будут держать, возможно, будут работать над качество сервиса, и к ним все равно поедут.
3. Стоимость всего. А вот это тот случай, когда либо смириться и ехать, либо не ехать. За фруктами, кстати, можно на рынок ходить. У нас у отеля персики были ровно 4 раза дороже чем на рынке. Туда, правда, идти надо.
Мой вывод (у вас он может быть другой): я однозначно еду не за сервисом. Еду за впечатлениями. И расписывать на всех ресурсах 2 недели после отпуска то, как косо посмотрена администратор на ресепшн, я не буду. Потому что это мой отдых, мои нервы, мое благополучие и мой заряд бодрости на ближайшие полгода. И если заранее не акцентировать свое внимание на том, что все плохо, возможно, плохо и не будет?
В общем, я за отдых, хороший и разный. Без надрыва.