Найти тему
Правильный расчет

Как проверить готовый бизнес перед его покупкой: полезные советы

Оглавление

Приобрести готовый бизнес зачастую представляется проще и заманчивее, чем создавать его "с нуля". Действующий бизнес могут продавать по многим причинам, но всё-таки чаще всего это происходит из-за снижения или отсутствия спроса, наличия долгов и убытков у фирмы. При этом владельцы, как правило, ссылаются на занятость в другом бизнесе, переезд и всячески демонстрируют успехи своей компании.

Естественно, верить всему, что говорит продавец, ни в коем случае нельзя. И если вы всё-таки решились на приобретение готового бизнеса, необходимо тщательно проверить его перед покупкой, чтобы не купить "кота в мешке". Хотя, даже после любой проверки некоторые риски у покупателя все равно остаются.

Конечно, необходимо как можно более всестороннее исследование приобретаемого бизнеса. Это может быть как анализ бизнеса со стороны клиента (найм тайных покупателей или опыт личных закупок), так и временная работа в бизнесе в качестве сотрудника для понимания внутренних процессов. Не лишним будет почитать отзывы о компании в интернете: любые упоминания о компании, бизнес-страницы в социальных сетях и пр. могут дополнить представление о деятельности и репутации фирмы.

Также не менее важным является маркетинговый анализ (изучение конкурентных преимуществ компании, оценка текущего положения на рынке и перспектив ее развития в будущем).

Однако в этой статье мы ограничимся особенностями юридической и бухгалтерской проверки бизнеса перед его покупкой.

1. Проверяем учредительные и регистрационные документы фирмы

Проверка учредительных документов позволит выявить риски, связанные с допущенными при создании компании нарушениями, организационной структурой бизнеса, отсутствием у продавца прав на продаваемые доли, а также утратой либо ограничением контроля над компанией после её продажи. Обычно проверяют следующие документы:

  • устав и учредительный договор;
  • протоколы собрания учредителей;
  • свидетельство о государственной регистрации фирмы;
  • свидетельство о регистрации в органах статистики;
  • свидетельств о постановке на налоговый учет;
  • документы о регистрации во внебюджетных фондах;
  • лицензии (при наличии лицензируемых видов деятельности);
  • акты оценки имущества, внесённого в счёт оплаты долей уставного капитала;
  • документы-основания для внесения изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

Среди рисков, которые могут возникнуть для покупателя, можно назвать следующие:

  • предыдущие владельцы долей / акций могли не иметь достаточных полномочий на их продажу;
  • в отношении компании могут быть возбуждены дела в судах;
  • компания может иметь признаки банкротства (наличие признаков неплатежеспособности, а именно - наличие задолженности свыше 300 тысяч рублей, просроченной более чем на 3 месяца);
  • может быть выявлен признак недостаточности имущества, о котором свидетельствует превышение обязательств компании над размером ее документально подтвержденных активов;
  • у компании может не быть лицензии либо ее могут аннулировать (если деятельность приобретаемой компании требует лицензии или специального разрешения, необходимо проверить их наличие, т.к. отсутствие разрешения создает риск привлечения к ответственности).

2. Проверяем договорные отношения и учетные данные

Один из самых важных этапов - проверка действующих и завершившихся в течение, как минимум, предыдущего и текущего года договоров. Например, надо проверить, как оформлены отношения компании с арендодателями и историю арендных отношений, условия работы по заключению сделок с поставщиками и покупателями. Это необходимо, чтобы сохранить наиболее выгодные условия сотрудничества в будущем.

Чтобы снизить риски, надо изучить договор аренды и все дополнительные соглашения к нему, а также запросить информацию о наличии задолженности по арендной плате и коммунальным платежам. Можно также заказать выписку из Единого реестра недвижимости (ЕГРН), чтобы узнать, кто собственник помещения. При этом в расширенной выписке по объекту недвижимости будут перечислены все зарегистрированные договоры аренды, заключенные срок более года.

Для получения общего состояния дел в компании надо анализировать первичную бухгалтерскую документацию и бухгалтерскую отчетность за три предшествующих года. Естественно, изучать их лучше с надёжными бухгалтерами, которые сразу предупредят о возможных проблемах.

Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на начало года и на последнюю закрытую отчетную дату дадут информацию об отраженных в учете долгах компании. По каждой задолженности необходимо провести сверку в контрагентом, чтобы убедиться, что данные в балансе отражены верно.

Рекомендуем произвести сверку даже с теми контрагентами, по которым взаиморасчеты закрыты, так как в учете фирмы сделка могла быть закрыта без подтверждающих документов. В то время, как у контрагента будет числиться задолженность.

Наличие переплаты или долга по налоговым платежам и страховым взносам проверяется путём запроса в налоговой инспекции справки о состоянии расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Обязательно следует проверить, есть ли задолженность по зарплате сотрудникам. Это должно быть отражено в бухгалтерских регистрах. Изучите документы, регламентирующие трудовые отношения. Узнайте, имеются ли неофициальные выплаты работникам и если имеются, из каких источников они производятся.

Продавец должен обязательно предоставить вам акты проведенной инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств. А при приеме-передаче компании необходимо провести совместную инвентаризацию всех объектов.

Важно: если какой-либо документ отсутствует, это ваш потенциальный риск, имеющий денежное выражение. Поэтому, если продавец отказывается показывать или передавать какие-то документы, возможно, есть повод задуматься об отказе от приобретения фирмы или, как минимум, о снижении цены сделки.

3. Изучаем государственные ресурсы

В настоящее время в интернете есть довольно много федеральных ресурсов, позволяющих "пробить" компанию по различным тематическим запросам.

Начать следует с поиска информации о компании в реестре налоговой службы (ЕГРЮЛ). В нем отражены все записи с момента создания фирмы, такие как: изменения в учредительных документах, смена руководителя, адреса, записи о недостоверности сведений и т.п.

Далее, на сайте другого сервиса ФНС - "Прозрачный бизнес" можно получить следующие сведения, относящиеся к заданной компании:

  • о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями нескольких юридических лиц;
  • о включении в Реестр дисквалифицированных лиц;
  • о местонахождении компании по адресу "массовой регистрации";
  • о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

Чтобы понять основные налоговые риски, рекомендуется также узнать, были ли недавно проверки со стороны государственных органов, доначисления налогов и штрафов, а также имеются ли в настоящее время приостановления по расчетным счетам фирмы (сервис ФНС информирования банков о состоянии обработки ЭД).

Если у вас уже есть платная подписка или вы не против оплатить такой доступ, обязательно используйте коммерческие сервисы для проверки контрагентов (СПАРК.Риски, СБИС.Всё о компаниях, Контур.Фокус или любой подобный). Преимущество таких сервисов в том, что в одном месте собрана информация из различных источников о компаниях.

Полезным будет узнать, хранится ли в базе Арбитражного суда РФ какая-либо информация о приобретаемой фирме. Для этого можно поиском по ИНН компании в картотеке судебных дел найти все судебные тяжбы, в которых она выступала истцом или ответчиком, и ознакомиться с текстами решений суда. Если такие дела есть, то, возможно, продавец не всегда исполнял обязательства перед контрагентами, то есть - является недобросовестным.

На сайте службы судебных приставов рекомендуем посмотреть, есть ли информация об исполнительных производствах в отношении юридического лица, а также его владельцев и руководителя, в чём их суть и сколько виновный обязан выплатить. При этом, лучше проверить поиском фирмы как в поле “должник”, так и в поле “взыскатель” для того, чтобы выявить проблемных контрагентов компании.

Не лишним будет проверить компанию на сайте Федресурса. Это позволит узнать, если ли у компании имущество в лизинге, за которое надо платить, какие проблемы были выявлены в ходе прошлых проверок, не находится ли имущество компании или учредителя в залоге, нет ли фактов банкротства и т.д.

Проверка личных документов продавца фирмы позволит удостовериться, что вы имеете дело с реальным человеком. Паспорт, кстати, тоже можно проверить по списку недействительных российских паспортов.

Не плохо также заказать выписку из бюро кредитных историй на руководителя и учредителя фирмы для того, чтобы не оказалось, что на них "висят" большие суммы кредитов. Дело в том, что если у фирмы появятся налоговые обязательства, которые по условиям договора должен компенсировать продавец, он сможет оплатить их только после того, как рассчитается со всеми своими кредиторами.

4. Анализируем нематериальные активы

Если приобретаемый бизнес имеет свой раскрученный бренд, обязательно надо узнать, зарегистрирована ли торговая марка (товарный знак или знак обслуживания). Если торговая марка не была зарегистрирована, новому владельцу бизнеса рекомендуется пройти его регистрацию. Это необходимо, чтобы избежать ситуации, когда бывший собственник или любое иное лицо регистрирует знак на себя и затем предъявляет претензии по неправомерному его использованию вами.

Если у фирмы есть свой сайт, на котором уже собрана лояльная клиентская аудитория и обеспечен хороший трафик, новый владелец бизнеса сможет продолжать продавать через него товары и услуги, не вкладывая время и деньги в раскрутку нового сайта. Однако здесь важно оговорить в при покупке передачу прав на сайт и выяснить, кому принадлежит домен компании (он может быть зарегистрирован не на фирму, а на учредителя, руководителя или даже на программиста компании).

Вместе с этим важно проверить и другие объекты интеллектуальной собственности (патенты, собственные программные продукты и разработки, права на использование стороннего платного программного обеспечения, а также видео, музыки, фонограмм, литературных произведений, ноу-хау, технологий и т.п.)

Очень важно выяснить намерения ключевых сотрудников и клиентов. Человеческий ресурс - это тоже своеобразный нематериальный актив компании, от которого напрямую зависит доходность бизнеса. Поэтому важно учесть намерения ключевых сотрудников после перехода прав на бизнес и понять, останутся ли сотрудники или уйдут работать в другую компанию. И обязательно проверить, нет ли внутренних конфликтов между персоналом и руководством фирмы.

Если же новый владелец планирует перестроить организационную структуру купленной компании или развернуть новые бизнес-процессы, то прежние сотрудники будут менее востребованы и уход части из них не так отрицательно скажется на бизнесе.

Кроме того, зачастую бывает, что компания финансово зависит от одного или двух-трех крупных клиентов. И если после продажи бизнеса они уйдут, бизнес существенно просядет, и может быть даже окажется перед угрозой банкротства. Чтобы такого не произошло, необходимо обсудить будущее сотрудничество и подписать документы, обязывающие продавца передать ключевых клиентов.

5. Документально оформляем сделку

Обезопасить себя от долговых обязательств, которые не были заявлены или отражены в учете, можно путем подписания накануне сделки специального соглашения или гарантийного обязательства. Суть которого – в предоставлении гарантий отсутствия долгов у предприятия, которые не зафиксированы в бухгалтерском учете.

Даже если таковые впоследствии будут выявлены, приобретенный бизнес от них не пострадает, так как подписанное соглашение возлагает всю ответственность за такие долги на прежних владельцев.

Будет юридически правильно, если такое соглашение (обязательство) подпишут все учредители компании и ее руководитель. Юридическая защита покупателя заключается в том, что эти лица несут ответственность за любые долги компании в течение последних трех лет.

Важно: такой документ будет эффективен, если предусмотреть в нем серьезные санкции для продавца при обнаружении впоследствии задолженностей. Причем размер санкций должен быть сопоставим с размером сокрытых долгов.

В соглашении должно быть закреплено, что общество не имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, в том числе во внебюджетные фонды, не имеет кредиторской задолженности перед банками, другими кредитными и некредитными организациями, лизинговыми компаниями, по коммунальным платежам, а также перед поставщиками, покупателями и иными юридическими и физическими лицами.

Кроме того, продавец должен гарантировать, что до подписания договора доля в уставном капитале никому не продана, не подарена, не заложена, не обременена правами третьих лиц, в споре и под арестом не состоит.

Ключевым документом при оформлении сделки по приобретению бизнеса является договор купли-продажи. В нем обязательно должны отражены следующие вопросы:

  • предмет и объект сделки, перечисление участников из состава продавцов и покупателей, указание окончательной цены предприятия;
  • наличие или отсутствие у фирмы долговых обязательств с их подробной расшифровкой и уточнением, какие из них покупатель согласен принять;
  • факторы, способные повлиять на значение цены в промежутке времени между моментом подписания договора и окончанием юридического оформления сделки;
  • гарантии со стороны продавца относительно достоверности представленной им информации о фирме;
  • комплекс штрафных санкций и других мер воздействия при нарушении одного или нескольких пунктов договора;
  • размер залогового взноса.

P.S. Что такое due diligence и как это поможет

Due diligence — это процедура, в ходе которой специально обученные профессионалы проверяют готовый бизнес по всем параметрам. Такая проверка помогает разобраться в сложных финансовых и юридических вопросах и понять, какие проблемы у компании и что дадут вложения.

Эксперты при due diligence проводят следующие проверки:

  1. Операционная — история развития, оценка эффективности организационной структуры, персонала компании.
  2. Юридическая — законность учредительных документов компании, права собственности, обременения.
  3. Налоговая — долги по налогам, риски проверок, законность схем по оптимизации.
  4. Финансовая — показатели бизнеса, связанные с доходами и расходами.

Желаем вам успеха при покупке готового бизнеса!

Бухгалтерская компания "Правильный расчет"