В человеческих отношениях решающую роль играет общение. От умения донести свои мысли, избегать конфликтов и умения договориться зависит успех как в личной жизни, так и в профессиональной.
Что бы не задаваться вопросами «как мне говорить, чтобы муж услышал?», «как достучаться к коллегам?» необходимо выполнять три простых, но очень важных правила.
Говорим нет критике
С каждым годом всё больше людей верят, что критика нужна для развития, мотивации и призыву к действию.
НО! поставив себя на место критикуемого, приходит понимания, что эффект обратный.
Конечно же не стоит хвалить или просто молчать, когда просят указать на ошибки. В таком случае необходимо объяснить зоны развития.
То есть, необходимо рассказать, как можно сделать лучше, а не указывать что сделано плохо.
Удачной техникой в таком случае будет метод «плюсов, минусов».
- Изначально диалог начинается с похвалы, конкретных примеров, что сделано отлично, потом рекомендация.
- Что можно поправить, чтобы результат был еще лучше и закончить тему снова нотами позитива.
НАПРИМЕР, проверяя домашнее задание дочери:
«Упражнения, 15,17 и 23 выполнены на отлично, а вот задание 20, пожалуйста, пересмотри еще раз, ты не заметила ошибку, а в целом ты большая молодец, верю, что ты справишься».
Советы нужны только советникам
Желание постоянно давать советы и рекомендации очень токсично. У большинства людей советы вызывают только негодование и желание всё делать на зло.
Совет ценен только в том случае, если о нем попросили. Как же в таком случае говорить, чтобы не вызвать раздражение?
Следует навсегда забыть такие фразы как:
- «Ты должен сделать…»;
- «Говорю тебе делай…»;
- «Советую прекратить/начать…»;
- «Ты обязан…».
Совет должен быть мягким и звучать как дружеская рекомендация, например, можно употреблять:
- «Мне кажется, что можно попробовать…»;
- «Я сталкивался с этой ситуацией и делал…»;
- «Я бы на твоем месте, сделал немного по-другому…».
В таком случае можно избежать негатива и не создавать острые углы в общение с собеседником.
Осуждение не в моде
Вешать ярлыки на людей за их спиной, или же прямо ругаться и применять обзывательства – крайние формы грубости.
- Если кто-то из коллег, домашних, или же друзей как-либо оскорбляет или унижает, то не стоит отвечать грубости.
Достаточно будет не говорить «ты - редиска», а «мне неприятно, я ощущаю огорчение и разочарование».
Разумеется, правил для «здорового» общения намного больше чем три. Какие правила используете Вы? Что может задеть Вас? А что делает диалог лёгким и приятным?