Найти тему
Bellissimo 🎬

Михаил Глузский: детство в интернате, отсутствие образования и оглушительный успех

Оглавление

Актер снялся более чем в 150 фильмах и был одним из любимых актеров Герасимова. Рассказываю, как актеру удалось добиться успеха и даже стать преподавателем во ВГИКе.

Детство в интернате и постоянные переезды

Будущий актер родился в самом неблагополучном районе украинской столицы на Шулявке. Его предки и семья жили в Санкт-Петербурге, но из-за революции бежали.

Андрей Михайлович Гмырев, поэт и журналист, был убежденным эсером и не принял ни Февральскую революцию, ни последовавшую за ней Октябрьскую. В Питере оставаться было опасно, поэтому он с женой Ефросиньей Кондратьевной Глузской и старшей дочерью Людмилой перебрался в Киев, куда в то время съехалось множество его соратников.

 Фото: deathtothestockphoto
Фото: deathtothestockphoto

Через два года после рождения Михаила его отец умер от тифа. Мать переехала в Москву. Там она устроилась на работу, получила комнату в коммуналке и снова вышла замуж. «Тянуть» двоих детей было сложно, к тому же Миша часто болел, поэтому мать отправила его к родственникам второго мужа в Баку. Но им не удалось найти с парнишкой общий язык, он не слушался, поэтому был определен в интернат, расположенный в двадцати километрах от столицы Азербайджана. Оттуда будущий актер сбежал и самостоятельно добрался на товарном поезде обратно в Баку. Родственники не выдержали и отправили Михаила обратно к матери в Москву.

Его мать в то время уже развелась со вторым мужем и работала продавцом в детском отделе ЦУМа. Мишу оставлять одного дома было рискованно, поэтому после школы он приходил к ней на работу и до вечера сидел под прилавком. Затем у мальчика появились дворовые друзья-приятели, с которыми он слонялся по улицам, бил фонари и задирался к прохожим. Окончательно не скатиться по наклонной парню помог драмкружок при Мосторге, в который он записался из простого любопытства. После седьмого класса Михаил ушел из школы и пошел в ученики к слесарю в мастерские НАТИ. Затем устроился электромонтером в ЦУМ, а по вечерам посещал занятия в школе рабочей молодежи. Театр по-прежнему занимал важное место в его жизни, к тому же в молодости Глузский был пижоном, ярко одевался и любил привлекать к себе внимание неординарным поведением.

Первый театр и мечта стать актером

В 1927 году в Москве открылся первый театр рабочей молодежи. В нем ставили спектакли выдающиеся мхатовцы И. Судаков, В. Станицын, Н. Баталов, Н. Хмелев; в 1931 году коллектив получил статус профессионального театра, а в 1938 году ему было присвоено имя Ленинского комсомола. ТРАМ стал для Михаила первой профессиональной ступенькой в его творческой карьере.

В 1936 году при «Мосфильме» открылась актерская школа, прием уже был окончен, но неожиданно освободились два места, одно из которых и досталось нашему герою. Школа была организована на базе ВГИКа. Уже на втором курсе Глузского стали приглашать на съемки в массовке и зачислили в штат «Мосфильма», а в 1938 году он сыграл свою первую небольшую роль в исторической драме Григория Рошаля «Семья Оппенгейм». За ней последовал эпизод в комедийной ленте «Девушка с характером» (1939) и небольшая роль в исторической ленте «Минин и Пожарский» (1939).

 Фото: adobestock
Фото: adobestock

В 1940 году Михаил окончил Школу киноактера и был призван в ряды Вооруженных Сил. Службу проходил при Центральном театре Советской Армии, во время войны выступал на передовой в составе фронтовых творческих бригад. В боевых действиях ему участвовать не довелось, но под обстрелы и бомбежки актер попадал неоднократно и на собственном опыте прочувствовал все тяготы и лишения военного лихолетья.

Преданность одному театру

В 1946 Глузского пригласили в труппу Театра-студии киноактера. Параллельно Михаил участвовал в постановках «Современника» и Театра имени Ермоловой, а в 1949-50 был актером Драматического театра, организованного для Группы советских войск в Германии. В 1995 году основатель и худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз пригласил Глузского на главную роль в спектакле «Уходил старик от старухи». На его кандидатуре настояла прима театра Мария Миронова, которая лично подыскивала себе партнера для этой постановки. Михаил признавался, что спектакль стал для него огромным прорывом в карьере. Он также участвовал в постановках «Антигона в Нью-Йорке» и акунинской «Чайке», несмотря на преклонный возраст, много ездил с театром на гастроли. Но все же Глузский больше известен широкой публике своими ролями в кино, которых в его фильмографии насчитывается около двух сотен.

Главные роли в кино

В начале кинокарьеры за Глузским закрепилось амплуа актера, исполняющего роли отрицательных персонажей – шпионов, белогвардейцев и жуликов. Так сложилось благодаря успеху приключенческой картины «Тайна двух океанов» (1956), в которой Михаил сыграл вражеского шпиона, скрывающегося под маской рядового музыканта.

 Отрывок из фильма «Тайна двух океанов» Фото: pinterest
Отрывок из фильма «Тайна двух океанов» Фото: pinterest

Но звездой его сделала экранизация романа Шолохова «Тихий Дон», где актер сыграл русского офицера. Глузский до конца своих дней был благодарен Герасимову за эту роль и всегда с удовольствием снимался в его фильмах.

 Отрывок из фильма «Тихий Дон» Фото: shutterstock
Отрывок из фильма «Тихий Дон» Фото: shutterstock

Актер не боялся сниматься в эпизодах и всегда подчеркивал, что эпизодическую роль можно сыграть гениально. Чего только стоит второстепенная, но такая мощная роль аббата Пирара в исторической драме «Красное и черное». Заслуживает внимания и комедийный дар актера – ярким примером может служить харизматичный администратор гостиницы из культовой комедии «Кавказская пленница» (1966), который учит Шурика произносить местные традиционные тосты.

 Отрывок из фильма Фото: adobestock
Отрывок из фильма Фото: adobestock

Ну а лучшей киноработой Глузского по праву считается роль пожилого академика Сретенского в трогательной психологической драме Ильи Авербаха «Монолог» (1972). Эта картина – глубокое философское размышление о смысле жизни, исповедь пожилого человека, оказавшегося на старости лет совершенно чужим и ненужным родной дочери (Маргарита Терехова) и внучке (Марина Неелова).

Даже в тяжелые для всей страны 90-е, когда отечественная киноиндустрия находилась в полном упадке, Глузский продолжал играть за небольшие деньги. Но затем он начал преподавать во ВГИКЕ и сделал преподавательскую деятельность основной. Он выпустил два курса ВГИКа, руководил Комиссией ветеранов кино, в 1986-91 годах был секретарем правления Союза кинематографистов СССР. За неоценимый вклад в отечественную культуру Михаил Андреевич был удостоен звания Народного артиста СССР и награжден высокими правительственными наградами.