Появление сотовой связи случилось сразу после моста через реку под названием Нижняя Рочева. От Турчасова мы к этому моменту проехали около 40 километров, так что местные жители, говоря об отсутствии сотовой связи на протяжении 70 км, дали не совсем точную информацию. Я тут же резко затормозил и сообщил по рации Денису с Сашей, что буду звонить своим - успокаивать. Мои товарищи ответили, что поедут в Пиялу, где и предлагают встретиться.
Я позвонил жене и родителям, которые к этому моменту уже начали волноваться: был двенадцатый час. Сказал всем, что мы не замёрзли и не угорели, послушал поздравления с 23 февраля. Поговорив по телефону, построил в навигаторе маршрут до Пиялы - и обнаружил, что она совсем рядом. Доехал до деревни, нашёл припаркованный в сугробе Паджеро Спорт и остановил Ховер рядом. Саша и Денис сидели внутри и тоже говорили по телефонам: в самой Пияле также была сотовая связь. Можно было и мне доехать до деревни и уже спокойно со всеми поговорить, не разделяясь с товарищами. А я-то думал, что там, у Нижней Рочевы - единственное место на всю округу, где можно связь поймать.
Закончив разговоры, мы оделись потеплее (мороз по-прежнему не отпускал) и пошли гулять по Пияле. Сразу же перед нами показалась основная достопримечательность деревни - огромная шатровая церковь Вознесения Господня. Высота её - 45 метров, и это самый высокий из оставшихся в России деревянных храмов (и второй по высоте из вообще когда-либо существовавших - после Вознесенской церкви в Типиницах в Карелии, сгоревшей в 1970 году). Размер церкви очень впечатляет - даже на фото можно оценить, насколько она высоченная. Московские 17-этажные дома - примерно такой же высоты (или чуть больше).
Строительство Вознесенской церкви в Пияле началось в 1651 году. Что интересно, церковь, как видно на фото - шатровая. Через несколько лет патриарх Никон озвучил свой запрет на строительство шатровых храмов. Но при этом строительство церкви в Пияле он не только благословил, но и бывал потом в ней (в тот момент он был митрополитом Великого Новгорода). Ближе к концу XVII века в дополнение к неотапливаемой Вознесенской в Пияле была построена зимняя Климентовская церковь, а в 1700 году - отдельно стоящая колокольня. Северный "тройник" Пияльского погоста существовал до 1967 года, в августе которого церковь св. Климента, папы Римского, сгорела от попадания шаровой молнии. Остались Вознесенская церковь и колокольня, имеющая необычную конструкцию - на широком шестигранном основании расположен ещё один шестерик поменьше, повёрнутый на 30 градусов относительно нижнего.
На левом берегу Онеги чуть выше Пиялы располагается деревня Хачела. Ледовой переправы туда нет - видимо, только на снегоходах ездят.
Соблюдая принцип, что нужно не только фотографировать церкви, но и не спеша гулять по всей деревне - мы отправились пешком по Пияле. Денис ещё говорил, что и церковь правильнее фотографировать не только вплотную, но и издалека тоже: чтобы на переднем плане был какой-то сельский антураж.
На краю деревни обнаружили такое судёнышко, лежащее на берегу. Глядя на него, порассуждали, что наличие подобного плавсредства позволило бы существенно расширить ареал наших путешествий - доплыть в такие места, куда ни один внедорожник не доедет ни зимой, ни летом. Можно было бы и на Кий-остров сходить, и Онежский полуостров объехать вокруг. Впрочем, мы сошлись во мнении, что для многодневных путешествий этот аппарат был бы маловат.
И такую технику можно увидеть в Пияле. Казалось бы, где Русский Север, а где Киргизстан...
Пройдя всю деревню насквозь, мы вернулись к церкви и оттуда спустились на лёд Онеги. В Пияле, видимо, тоже воду берут из реки: были прорублены проруби. Мы оценили огромную толщину льда - под стать огромной же высоте Вознесенской церкви.
Сверху проруби накрывают деревянными щитами: иначе вода быстро замёрзнет. У меня при этой картине пронеслись детские воспоминания. В чулане деревенского дома, где мы летом жили на даче, стоял большой деревянный щит. Когда я был совсем маленьким - думал, что это оконный ставень. Потом, когда я подрос, папа как-то развернул этот щит и показал, что на самом деле это большая старинная икона! Церковь в нашем селе разоряли в 50-е годы, уже после войны. Эту икону приспособили как раз для накрывания проруби в реке. Ночью священник разрушенной церкви вместе с двоюродным братом моего папы забрали икону с проруби и сохранили её - и долгие годы она стояла в чулане дома, в котором с определённого момента начали летом жить мы. И уже в 2000-е годы папа передал икону в действующий храм Кинешмы, где её вроде бы отреставрировали, повесили на стену - и она там висит до сих пор. Тот наш дом сгорел весной 2014 года, а икону вот удалось спасти.
Со льда Онеги Вознесенская церковь не кажется такой высокой. Вероятно, её и построили высотой 45 метров потому, что стоит она на низком правом берегу реки - чтобы не казалась маленькой на фоне деревянных храмов, стоящих на высоком левом берегу. К слову, с самой высокой из деревянных церквей России связан геокешерский тайник, который был мною успешно взят.
Закончив прогулку по улицам Пиялы и по льду Онеги, мы подошли к самой церкви. Оказалось, что мы были не единственными туристами в этих краях (в принципе, это не так удивительно: внутренний туризм в последние годы, вследствие курсов валют и коронавирусных ограничений, активно развивается - и любителей съездить на Север становится всё больше; а оптимальный период для такого путешествия достаточно короток - февраль-март, поскольку в январе слишком рано темнеет и поздно светает, а в апреле уже начинают таять зимники и ледовые переправы). Возле храма стоял серый китайский кроссовер марки Chery, на котором были наклеены многочисленные наклейки вроде #РусскийСевер2021, а также наклейки с инстаграмными никами самих путешественников. Один из ников показался мне знакомым ещё по ЖЖ - podmoskva.
Экипажу Chery удалось найти местную жительницу, которая открыла им ворота в Вознесенскую церковь. Мы тоже заглянули туда вместе с ними, но ненадолго. А потом все вместе пошли на колокольню, которую нам также открыли - и долго поднимались наверх по красивым деревянным лестницам.
Колокольня хоть и ниже церкви, но всё равно довольно высокая. Виды с неё открываются просто чудесные. Вот взгляд на север, вниз по Онеге.
Взгляд на восток, в сторону въезда в деревню. Там стоят в снегу Ховер и Паджеро Спорт.
Неподалёку от церкви и колокольни в ограде стоит, видимо, тоже памятник героям Великой Отечественной, как и в Турчасове. Тоже очень символичное соседство святынь двух эпох: XVII и XX веков.
На юге виднелась Хачела - и живописные облака над горизонтом.
А ещё с высоты колокольни можно обозревать Вознесенскую церковь, которая в таком ракурсе смотрится несколько по-другому, хотя и по-прежнему поражает своей высотой. Построить такую огромную церковь могла себе позволить, видимо, только весьма богатая деревня. Тогда, три-четыре века назад вдоль Онеги проходил важный торговый путь. Наверно, поэтому и Турчасово, и Пияла, и Подпорожье (которое нам ещё только предстояло посетить) жили богато - и строили такие большие и красивые храмы. Сейчас основной транспортной артерией между столицей и Белым морем является федеральная трасса М-8 (да и она довольно пустынна), а вдоль Онеги идёт лишь богом забытый грейдер - но память о других, старых временах будто застыла в этих деревянных храмах.
Мы немного поговорили с экипажем Chery. Их путешествие было более длительным и масштабным, чем наше, и длилось уже две недели. Они заезжали через Усогорск и Лешуконское в Мезень (и вроде бы в Долгощелье), потом оттуда через Кимжу, Пинегу добрались до Архангельска и направились далее на запад: Онега, Ворзогоры, Нименьга, Малошуйка... В момент нашей встречи они уже потихоньку направлялись обратно в Москву. Их рассказ о впечатлениях от Пиялы можно посмотреть здесь.
Любопытно, что в Пияле сотовая сеть ловит, а мобильный Интернет очень медленный и нестабильный. Позвонить можно, сообщения в мессенджерах худо-бедно отправляются, хоть и не сразу - но это на земле. На колокольне же мобильный Интернет оказался просто шикарен: 4G с огромной скоростью. Я сразу начал загружать на YouTube свой вечерний видеодневник. Параллельно выложил в Инстаграм фото Почозёрского "тройника":
https://www.instagram.com/p/CLozSJlLKNj/
Одно за другим посыпались поздравления с Днём защитника Отечества. После ночёвки под Турчасовом при 35-градусном морозе было ощущение собственной мужественности - поэтому казалось, что поздравления не такие уж и незаслуженные. Уходить от быстрого Интернета было даже жалко - но настало время продолжать свой путь, поэтому мы спустились с колокольни по той же самой деревянной лестнице.
Медленным шагом дошли до машин, обсуждая по пути различные варианты повествований о наших путешествиях: текст с фото либо длинный видеоролик. Обсуждение было навеяно видеороликами, снимаемыми экипажем Chery с колокольни - это явно делалось для видеоблога. (К слову, снимавший ролик произнёс слово "Пияла" с ударением на первый слог - и до меня только в тот момент дошло, что правильно именно так: всё-таки мы на Севере, здесь в названиях почти всех деревень ударение ставится на первый слог.) Сошлись с Денисом во мнении, что текст с фото предпочтительнее, потому что его можно сделать более информативным и указать больше разных точных сведений (типа географических координат). Дошли до Ховера с Паджеро Спортом, погрузились внутрь, поставили на зарядку аккумуляторы фотоаппаратов - и выехали из Пиялы в северную сторону, продолжая наш путь вдоль Онеги.
Оглавление
- Глава IX. От Поонежья до Беломорья