Найти тему
Ноль отходов

Расширенная ответственность производителя: Беларусь

Удивительно, но наш самый ближайший сосед весьма далеко скакнул в решении проблемы отходов. И сейчас мы расскажем, как они это сделали.

Существующая в стране концепция расширенной ответственности производителя заключается в том, что производители и импортёры обязаны нести ответственность за произведённые или ввезённые в страну товары и упаковку, когда они становятся мусором. Есть два способа выполнения обязанности: физическая — обязательства по самостоятельному обеспечению сбора отходов без права найма подрядчика, экономическая — обязательства по оплате за сбор и переработку отходов.

Вступивший в 2012 году в силу Указ № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» стал итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего РОП.

Реализация РОП в Беларуси направлена на:

  • сокращение объёмов захоронения отходов потребления;
  • предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду;
  • повышение уровня вовлечения ВМР в хозяйственный оборот.

Согласно Указу, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и ввоз установленного перечня товаров, товаров в упаковке обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и использование этих отходов и упаковки. Для этого предусмотрены две опции: создание производителями собственной системы сбора отходов потребления и их использования либо перечисление ими платы за организацию сбора и переработки отходов на счёт ГУ «Оператора вторичных материальных ресурсов».

-2

Сегодня принцип РОП в Беларуси распространяется:

1. На товары:

  • сложную бытовую технику (холодильники, морозильники, водонагреватели, телевизоры, кондиционеры, плиты, миксеры, посудомоечные, стиральные и швейные машины, копировальные аппараты, мониторы, проекторы, вычислительная техника, калькуляторы, принтеры, пылесосы, электробритвы, соковыжималки и др.);
  • тару как товар (пластмассовая, стеклянная, на основе бумаги и картона, комбинированная);
  • шины и покрышки резиновые (только легковые);
  • масла смазочные;
  • лампы ртутьсодержащие, термометры;
  • элементы питания, аккумуляторы.
-3

2. На тару (пластмассовая, стеклянная, бумажная, картонная и комбинированная), в которую упакованы товары.

Принцип РОП не распространяется на:

  • экспортные поставки;
  • лекарства, медицинские и социально значимые товары;
  • товары, где использовалось не менее 30% вторичного сырья (отходы стекла, бумаги, масел, пластмасс);
  • на упаковку, в которой ввезены товары, являющиеся сырьём, материалами или комплектующими для импортера при производстве им продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд;
  • производителей, взявших на себя обязательства по безопасному обращению с отходами.

Способы выполнения обязанности по сбору отходов товаров и упаковки:

1) применение собственной системы сбора (приёмные пункты, контейнеры и дальнейшая передача собранных отходов и упаковки на переработку в размере:

- товары – 20% (первоначально 10%), с 2020 года – 30%;

- бумажная, полимерная и комбинированная упаковка, шины, масла, товары из пластмасс – 40% (первоначально 30%), с 2020 года - 50%;

- стеклянная упаковка – 60% (первоначально 30%), с 2020 года – 70%;

2) заключение с Оператором договора и внесения на его счёт платы.

Таким образом РОП предполагает и экономическое стимулирование сокращения образования отходов: чем больше упаковки будет использовать производитель, тем больше будет плата. Ежегодно тарифы на упаковку увеличиваются. С 2012 года плата за полимеры выросла в два раза и сегодня составляет 160 белорусских рублей за тонну (4800 ₽). Тариф по бумаге — 130 белорусских рублей за тонну (3900 ₽). Однако ряд популярных продуктов, упакованных в пластик (молоко, хлеб, сахар), относится к категории социальных, и на упаковку таких товаров обязанность не распространяется.

-4

Следует отметить, что закупочные и отпускные цены на вторичные ресурсы в Беларуси государство не регулирует (кроме отходов чёрных и цветных металлов). Они устанавливаются на договорной основе между продавцом и покупателем. Законодательство позволяет устанавливать цены на вторсырьё с учётом ситуации на рынке. При этом определено, что его цена не может превышать стоимость первичного сырья, включая затраты на его переработку. Вместе с тем ценообразование на вторсырьё в Беларуси имеет и свои проблемы, так как цены на него ограничены уровнем цен первичного сырья.