Удивительно, но наш самый ближайший сосед весьма далеко скакнул в решении проблемы отходов. И сейчас мы расскажем, как они это сделали.
Существующая в стране концепция расширенной ответственности производителя заключается в том, что производители и импортёры обязаны нести ответственность за произведённые или ввезённые в страну товары и упаковку, когда они становятся мусором. Есть два способа выполнения обязанности: физическая — обязательства по самостоятельному обеспечению сбора отходов без права найма подрядчика, экономическая — обязательства по оплате за сбор и переработку отходов.
Вступивший в 2012 году в силу Указ № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» стал итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего РОП.
Реализация РОП в Беларуси направлена на:
- сокращение объёмов захоронения отходов потребления;
- предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду;
- повышение уровня вовлечения ВМР в хозяйственный оборот.
Согласно Указу, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и ввоз установленного перечня товаров, товаров в упаковке обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и использование этих отходов и упаковки. Для этого предусмотрены две опции: создание производителями собственной системы сбора отходов потребления и их использования либо перечисление ими платы за организацию сбора и переработки отходов на счёт ГУ «Оператора вторичных материальных ресурсов».
Сегодня принцип РОП в Беларуси распространяется:
1. На товары:
- сложную бытовую технику (холодильники, морозильники, водонагреватели, телевизоры, кондиционеры, плиты, миксеры, посудомоечные, стиральные и швейные машины, копировальные аппараты, мониторы, проекторы, вычислительная техника, калькуляторы, принтеры, пылесосы, электробритвы, соковыжималки и др.);
- тару как товар (пластмассовая, стеклянная, на основе бумаги и картона, комбинированная);
- шины и покрышки резиновые (только легковые);
- масла смазочные;
- лампы ртутьсодержащие, термометры;
- элементы питания, аккумуляторы.
2. На тару (пластмассовая, стеклянная, бумажная, картонная и комбинированная), в которую упакованы товары.
Принцип РОП не распространяется на:
- экспортные поставки;
- лекарства, медицинские и социально значимые товары;
- товары, где использовалось не менее 30% вторичного сырья (отходы стекла, бумаги, масел, пластмасс);
- на упаковку, в которой ввезены товары, являющиеся сырьём, материалами или комплектующими для импортера при производстве им продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд;
- производителей, взявших на себя обязательства по безопасному обращению с отходами.
Способы выполнения обязанности по сбору отходов товаров и упаковки:
1) применение собственной системы сбора (приёмные пункты, контейнеры и дальнейшая передача собранных отходов и упаковки на переработку в размере:
- товары – 20% (первоначально 10%), с 2020 года – 30%;
- бумажная, полимерная и комбинированная упаковка, шины, масла, товары из пластмасс – 40% (первоначально 30%), с 2020 года - 50%;
- стеклянная упаковка – 60% (первоначально 30%), с 2020 года – 70%;
2) заключение с Оператором договора и внесения на его счёт платы.
Таким образом РОП предполагает и экономическое стимулирование сокращения образования отходов: чем больше упаковки будет использовать производитель, тем больше будет плата. Ежегодно тарифы на упаковку увеличиваются. С 2012 года плата за полимеры выросла в два раза и сегодня составляет 160 белорусских рублей за тонну (4800 ₽). Тариф по бумаге — 130 белорусских рублей за тонну (3900 ₽). Однако ряд популярных продуктов, упакованных в пластик (молоко, хлеб, сахар), относится к категории социальных, и на упаковку таких товаров обязанность не распространяется.
Следует отметить, что закупочные и отпускные цены на вторичные ресурсы в Беларуси государство не регулирует (кроме отходов чёрных и цветных металлов). Они устанавливаются на договорной основе между продавцом и покупателем. Законодательство позволяет устанавливать цены на вторсырьё с учётом ситуации на рынке. При этом определено, что его цена не может превышать стоимость первичного сырья, включая затраты на его переработку. Вместе с тем ценообразование на вторсырьё в Беларуси имеет и свои проблемы, так как цены на него ограничены уровнем цен первичного сырья.