Сложно подсчитать количество теорий возникновения государства, наверное, число перевалило за несколько десятков, но ни одна из них не принята за базовую в политической науке. Каждая из них объясняет разные аспекты возникновения государства, а общей, так скажем, синтетической теории генезиса государства ещё не создано, да и вряд ли это возможно.
Теория стационарного или оседлого бандита – одна из современных концепций возникновения государства, о которой любят говорить в академических и политико-активистских кругах, типа либертарианцев. Данная теория была сформулирована американским экономистом Мансуром Олсоном в научной статье «Диктатура, демократия и развитие» (скачать можно тут, внимательно посмотрите список и найдёте).
Большинство из нас привыкло к школьному понимаю истории, согласно которому государство появляется как неизбежный процесс усложнения общественных отношений, их интенсификации, развития торговли и родов. Олсон предложил иной взгляд – государство у него представляется бандитом, точнее бандитами, которые и создали этот социальный институт не совсем справедливыми действиями.
В начале было… был хаос. Люди проживали родами, уже вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, где-то даже бортничеством промышляли. И вот на эти семьи постоянно кто-то нападал с целью изъятия/кражи товаров народного потребления. Семья восстанавливала свое хозяйство после такого набега, опять копила ресурсы, а за ними – ресурсами – приходили новые бандиты и грабили. Такие отношения продолжались довольно продолжительное время, пока не появились бандиты по умнее, будущие бандиты-государственники. При таких условиях недовольны все: семья недовольна тем, что у неё отбирают всё под чистую, да ещё приходят новые бандиты; бандиты же недовольны тем, что конкурирующая организованная преступность до них уже пограбила семью, следовательно, с неё ничего не получить.
Будущие бандиты-государственники осознают, что нужно что-то делать: ведь они с маниакальной периодичностью грабили семью Петровых каждые два месяца – и Петровы привыкли, и бандиты знают куда ехать. Тут получается, что Петровых не пограбить, так как конкурирующая организованная преступность явилась к Петровым и не только грабанула по полной, но ещё и женщин в плен увела. Вот тут и рождается государство как социальный институт, когда бандиты из категории гастролёров переходят в стационарных: они более не колесят по городам и весям, они закрепляют на определенном месте и осуществляют охранно-полицейские функции по отношению к семье Петровых. Для всех выгода: Петровы знают, что могут спокойно заниматься земледелием, скотоводством да бортничеством и никто на них ночью не нападет, так как стационарные бандиты их охраняют и возьмут вооруженный отпор на себя. Стационарным бандитам тоже выгодно – не требуется постоянно колесить в поисках, где и кого пограбить, а можно жить на одном месте, в земле не копаться, только охранять да супостатов отбивать. И тут происходит трансформация грабежа в систему налогообложения – не грабеж, а налог в форме дани. С развитием государства дань трансформируется в современный институт налога и станет одним из обязательных признаков государства.
Теория стационарного бандита показывает, как зарождались государства и как развивались в дальнейшем. Позже стационарные бандиты станут полноценными государственниками, так как из них выделиться аристократия, которая и изберёт из своего состава монарха. Выражаясь современным языком, стационарные бандиты крышевали разные предприятия, прям как в лихие девяностые.