Если у тебя болит душа, это значит, что у тебя не хватает чего-то более важного в жизни. Например, у девочки-сироты нет отца, это факт. Даже если она найдёт ремесло по-душе, создаст свою семью, всячески отвлекаясь от мыслей об отце, этот факт её жизни будет настигать её регулярно и отгрызая куски от её счастья. Формально у неё нет повода для жалости к себе, переходящей в горе. Без папы всю жизнь она очередной сломанный человек (невротическая личность).
Сначала приводим в норму биологию, настраиваем тело.
Психологам известно про 5 режимов жизни, которые наполняют быт человека, делая его физически и психически здоровым:
— Режим сна;
— Режим питьевой (водно-солевой);
— Режим питания;
— Режим труда и отдыха;
— Режим регулярной личной жизни и сексуального общения.
Подробнее тема здоровья - в этой статье.
Далее условно здоровый человек действует по той программе, которую ему передали родители.
Помимо тела есть личность, характер, умение взаимодействовать.
Например у мальчика, чей отец предприниматель, будет интуитивное чутьё как создать бизнес, как выпутаться из коммерческой неудачи (социальный интеллект развит). А у его одноклассника - папа капитан дальнего плавания и естественным поведением будет уезжать надолго от родных, но возвращаться с подарками, плюс полное неумение день за днём сидеть дома с родными (социальный интеллект не развит). Родительская программа может поддерживать или рушить здоровье, но её главная опасность в том, что человек после неудачи в общении с людьми будет морально страдать.
Если программы здоровых отношений с собой и с людьми не передали родители, будут возникать сбои, например, в судьбоносный момент будут возникать проблемы. Причина всех этих реакций кроется в непредсказуемости ситуации (не привык к успеху, к богатству, родители бедные и жалкие учили жить бедно и жалко).
Когда человек по двум первым критериям благополучен, то можно найти сбой и причину в личной биографии (психология).
Каждый из нас на этапе дества крайне восприимчив и раним, события в жизни, которые внушают беспомощность, разрывают эмоциональную связь с близкими, пугают дитя, через много лет обернутся внезапными трудностями, и станут мотивами судьбоносных решений.
Так называемые сбои бывают различной природы. Здесь приведены некоторые (их гораздо больше), которые будут фигурировать в дальнейшем примере.
- тревожность, бессонница, мегрень, апатия;
- ступор, заикания, неуверенность в себе, "панические атаки";
- перфекционизм, самосаботаж, недоведение планов.
Теперь рассмотрим историю комплекса по этапам жизни (Детство, Юность, Взросление, Старение).
1. Сценарий появления комплекса.
Вот ты играешь в железную дорогу и вслух решил что кот будет "тоннель". И пока ты фантазируешь, рисуя красивые кототуннели в стиле Дизнейлэнда, где целый поезд въезжает в раскрытую улыбающуюся пасть кота. Ну или о поезде воткнутом в кота с другой стороны (18+). Твоя мама, случайно подслушавшая игру, подумала только о выбитых зубах, оборванных усах, и травмированной психике котейки. И она решила себе, что ты расшалился, либо стал опасен, силой родительского авторитета она купирует твой процесс развития. От морального удара, несправедливого и шокирующего, остаётся психологическая стигма (рубец, ожог, метка). Твоя творческая поисковая деятельность, оформленная в виде игры, не доходит до финала (незакрытый гештальт) потому что взрослый вмешался и слишком грубо обрубил, потому что взрослый превратно понял недоступные твоим детским мозгам (понятия об опасности). Так родился комплекс (т.е. запрет на какой-то вид деятельности). И пока что не ясно, чего именно запрет: нельзя ездить поездом, нельзя заводить кошек, нельзя фантазировать.
2. Действие комплекса.
Далее, тебе удалось маме и коту доказать свои безопасные намерения, история забыта и, вроде, комплекс прошёл, и вот поступаешь в художественно-архитектурный ВУЗ, рисуешь хорошо, с удовольствием, ещё ближе к "кототонелям для поездов" НО:
а) - собираясь на вступительный экзамен не можешь спать всю ночь, в совершенно раздёрганном состоянии не можешь собрать в мысли и забываешь несколько букв алфавита, читая задание, вскипев и выкипев, на ответе ты вялый и неубедительный (тревожность)
б) - тебе задали вопрос но ты внезапно всё забыл, и даже то, что ответ на листке лежит перед тобой, экзаменатор на тебя смотрит удавом, челюсть свело, язык онемел и высох (ступор)
в) - за минуту перед вступительным экзаменом ты роняешь пачку своих работ в лужу грязи (самосаботаж).
3.Декомпенсация комплекса и выбор другого сценария жизни.
Человек существо очень гибкое и универсальное в своём развитии, обучаемости. Несчастный герой нашей истории устроится клерком, программистом, но заведёт дома кошку, сделает диараму железной дороги. Будет ругать кошку, когда она лезет на стенд железной дороги, ругать с особенной злобой, так же как его мама ругала его самого. И будет становиться немного легче. Возможно, в старости придёт осознание проблемы и разочарование в маме, в собственном неверии и бессилии, в жизни в целом.
Вывод для примера: ОТШЛЁПАЛИ ТЕБЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОМ, АРХИТЕКТОРОМ, МУЛЬТИПЛИКАТОРОМ ты не стал. Даже, противясь этому комплексу, не сможешь обнаружить и побороть. Придётся выбирать иное занятие, терпеть, приспосабливаться. Либо к психологу идти, либо самому становиться психологом и наводить порядок в своей голове.
Вывод для статьи: Поверх безобидной истории нарастают слои оправдательных или запретительных стереотипов ("мама не хотела меня наказывать" или "это не я, а соседский мальчик делал"). Источник комплекса сложно выявить, в отличие от медицинских и генетических дефектов. Тело впорядке, гормоны крови в норме, а душа болит, человек хондрит, ноет, регулярно спотыкается по жизни. Психоаналитик длительное время - годы и даже десятки лет - слушает клиента, чтобы клиент поднял в памяти детские травмы вроде этой. А этих травм может быть дюжина. И продукт каждой из них - предательство своей собственной мечты.