Русская душа загадочна. Во всяком случае, таковой её принято считать у нас. Некоторые люди всерьёз уверяют, что мы русские кажемся загадочными для иностранцев, но ирония-то в том, что сам этот термин придумали наши русские писатели. От Толстого и Достоевского всё это пошло. Тогда в 19 веке культурный мир и разделился. На западе главенствовала эстетика, тогда как у нас этика. Рассуждения о душе в Советской России слегка сбавили свои обороты, ну какая может быть ещё душа, когда кругом стройки коммунизма? Но с началом перестройки это утверждение снова ввели в оборот. Если же смотреть с точки зрения музыки, то о душе чаще всего вспоминают в русском шансоне. Это вот в той музыке, которая, по сути, занимается пропагандой преступного образа жизни.
Сколько я не пытался что-то слушать из нашего великого русского шансона столько раз и испытывал невероятный стыд. Знаете это чувство, когда кто-то делает что-то не так, а тебе неловко? Вот эти ощущения у меня и возникают каждый раз при прослушивании шансона. Все эти слезливые тексты от персонажей с никаким голосом вызывают у нормального человека исключительно брезгливость. Примитивные аранжировки и убогое музыкальное сопровождение, сделанное на дешевом синтезаторе, ввергают меня в жуткую тоску. Нет, ну балуется кто-то там у себя дома – бога ради. Но проблема-то в том, что этот музыкальный стиль до сих пор пользуется спросом. Вот же интернет. Тут просто невероятное количество музыки, а нет. Люди не хотят развиваться, они всё по инерции слушают какой-то тихий ужас с невероятными в своём безобразии текстами.
Самая же невероятная ниша в этом жанре это исполнительницы женского пола. И, пожалуй, одна из самых главных дам на этом поприще это Катя Огонёк. Вот о ней-то сегодня и поговорим.
Где в здравом уме и рассудке её может услышать обычный человек? Конечно же, в маршрутке. Или в такси. Водители это та категория людей, которая испытывает какое-то нездоровое влечение в подобной музыке. Даже не могу понять, с чем это связано. Почему нельзя врубить нормальный рок? С моей-то точки зрения вообще музыку в общественном транспорте давно пора запретить. Но да ладно. Так вот на днях сажусь в маршрутку и на протяжении 15 минут слушаю какие-то ужасающие песни о прикупе, маме, парнях уехавших на Колыму. В общем песни со всеми этими банальными и предсказуемыми сюжетами о нелегкой женской доле и неразделенной любви. Вроде ничего в этом и нет вопиюще плохого, но в каждой песне сквозит какая-то блатная романтика, а романтики-то там нет никакой. И вот на примере биографии Кати Огонёк это прекрасно видно.
Обычная русская женщина. Родилась в Краснодарском крае, но жить предпочла в Москве. Изначально пробовала заниматься поп музыкой, но откликнувшись на предложение попеть в жанре шансон, стала в итоге звездой этого жанра. Самое неприятное в этой истории то, что в своих интервью Катя заявляла о том, что была осуждена и провела в местах лишения свободы пару лет. Уже после её смерти раскрылось то, что всё это был миф, созданный специально для прессы и публики. И я нахожу в этом факте всю суть нашего шансона.
Взять и выдумать какую-то историю выдавая её за реальность. Что бы тебе почувствовали. Потому и не верю я в эти слезливые песни о раскаянии. Или вот ещё классический сюжет, когда исполнитель что-то там через свои безвкусные стихи рассказывает типа маме. Это невообразимо пошлый и банальный сюжет. Такое мог себе позволить Пушкин или Есенин. Современные люди, пытающиеся что-то там сочинять в жанре шансона, адаптируют свою поэзию под каноны прошлых столетий. Но поэзия-то, как и весь остальной мир не стоит на месте. И писать сегодня, так как писали 100 лет назад не нужно. Вот только видимо для понимания этого, необходим кругозор чуть выше, чем уровень плинтуса.
Однако русская душа загадочна. И загадочна она естественно в первую очередь для русского человека. На западе ничего подобного русскому шансону никогда бы не имело успеха. Здесь нет шоу, здесь нет талантливого исполнения. На такой жанр никто бы не обратил внимания, и загадки в этом нет никакой. Это неинтересный и предсказуемый жанр. Загадочность же для меня заключается в том, что я не могу понять, как это всё кто-то слушает и тем более ходит на концерты.
Можно взять любую песню из репертуара Кати Огонек, и она будет похожа на предыдущую. Скучный синтезатор, невразумительные тексты. Но точно так же работали и продолжают работать все остальные исполнители в этом жанре. Олицетворение же заключается в той вот мифической истории о душе. Это и есть вся суть блатной романтики. На словах одно, а на деле другое.
Справедливости ради отмечу, что у современной молодежи шансон не пользуется спросом и это радует. У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.