С развалом Советского Союза Китай занял место главного противника США в морях и океанах. В 90-х годах КНР еще не могла на равных тягаться с американцами, но именно в то время началось строительство и укрепление китайского флота. Сегодня ВМФ Китая по многим параметрам уже перегнал США, а в ближайшие годы он станет гегемоном – такое количество военных кораблей там строится в настоящее время. Однако строительство этого могущества китайцы достигли в том числе и за счет крушения СССР, вернее, за счет скупки технологий, а иногда и целых военных кораблей. Например, китайским стал недостроенный советский авианосец «Варяг».
Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (до 1990 года – «Рига», в составе флота КНР – «Ляонин») был заложен в городе Николаев в 85-м году. Строительство его велось с большим трудом. После развала СССР, корабль оказался на Украине, а у нее не было средств на его достройку, хотя какие-то работы еще велись до 92-го года. В итоге корабль был готов лишь на 70 процентов. Примерно с этого времени Китай и начал проявлять большой интерес к авианесущему крейсеру, тем более что начали появляться объявления о его продаже. Кстати, с юридической точки зрения эти объявления были не совсем законны, так как официально корабль перестал считаться российским лишь в 1995 году. Тем не менее, Николаевская верфь разорилась, и для того, чтобы хоть как-то решить финансовые вопросы, корабль «Варяг» решили продать. В 1992 году в Николаев была отправлена китайская делегация, которая признала покупку «Варяга» стоящей. Однако была серьезная проблема – Украина не желала продавать корабль именно для военных целей, тогда как Китаю он был нужен только для этого.
Для решения проблемы китайцы задумали провести очень интересную спецоперацию. К ее реализации в 95-м году военными был привлечен очень известный в Китае баскетболист, настоящая звезда китайского спорта Сюй Цзенпин. Это был достаточно богатый человек, который убедительно сыграл роль бизнесмена. Он создал в 1997 году в Макао подставную компанию, которая якобы занималась туристическим бизнесом, потом открыл в столице Украины офис этой компании, где сотрудники готовили необходимую базу для покупки «Варяга» (в их работу входила и дача взяток украинским чиновникам, и выяснение необходимой информации о корабле). Разумеется, все это было прикрыто «ширмой» обычного туристического агентства. Представителей Украины на личной встрече в 1998 году Цзенпин убедил, что корабль ему нужен для создания на его базе плавучего казино.
Эта личная встреча – отдельная и очень занимательная история. По воспоминаниям самого Цзенпина, переговоры между ним, судостроителями, и украинскими чиновниками длились 4 дня. Все это время Цзенпин поил украинцев дорогим и крепким 62-градусным ликером. Таким образом, было выпито около 50 бутылок. И результат был достигнут – через 4 дня находящиеся в невменяемом состоянии украинские представители продали не только «Варяг», но и всю документацию на него всего за 20 миллионов долларов. Сказать, что это дешево – значит не сказать ничего. Это была великолепно проведенная операция.
Надо отметить, что корабль хотели заполучить и многие другие страны, среди которых США, Великобритания, Австралия, Япония и Южная Корея, но только китайцы додумались провернуть нечто подобное.
Тем не менее, приключения «Варяга» на этом не закончились. В ночь на 19 марта 98-го года неизвестные сели на вертолете без опознавательных знаков на корабль и обыскали его. Сюй Цзенпин не знал точно, кто это, но подобный случай очень его обеспокоил. Он договорился с украинцами, и они отправили в Китай 8 грузовых автомобилей, доверху набитых документацией.
В 1998 году «Варяг» до Китая так и не добрался – грянул Азиатский финансовый кризис, который больно ударил и по Китаю. Все необходимые суммы за корабль, а к ним еще 10 миллионов долларов за неустойку (платежи были просрочены), удалось собрать лишь в апреле 99-го года. 30 апреля Сюй Цзенпин стал официальным владельцем «Варяга». Перед ним встала новая проблема: как доставить авианесущий крейсер в Китай? Он нашел буксир и потащил корабль из Черного моря, но Турция внезапно закрыла для него Босфорский пролив. Сделано это было по требованию США. Турки продержали буксир с «Варягом» 16 месяцев, и лишь после долгих споров и угроз пропустили его. В Китай крейсер прибыли в марте 2002 года, проведя в общей сложности в походе 627 дней.
В Китае корабль переделали в авианосец, модернизировали, отремонтировали и обновили. В строй китайского военно-морского флота «Варяг» вошел под именем «Ляонин» 25 сентября 2012 года.