Найти тему
Елена Чудинова

Мои русские мысли об Израиле

В эти дни мне вспоминается Яффа, где мы с подругой из Франции снимали крошечную студию с огромной выходящей на море верандой несколько лет назад. Собственно, в студии мы только ночевали - колесили по всей Сальватерре, возвращались в темноте. А вот веранда была кстати - отовсюду неслись крики муэдзинов, а мы сидели в сумеречной прохладе, попивая местное розовое - с куском пиццы. О пицце и речь. Меню нашего ужина было да, немного однообразным. Когда мы приезжали, вокруг было закрыто решительно всё, кроме маленькой пиццерии внизу.

Пиццерию держали четверо совсем юных ребят - трое парней и девчонка. За ними мы с интересом наблюдали каждый вечер - очень они нам нравились. Девчонка была, скорее, светская, а на шее носила магендовид. А вот парни были все - очевидно религиозные. Но. Один носил крест, тоже заметный из расстегнутой по жаре рубашки. (Мне было любопытно, какая конфессия, но совсем уж вглядываться представлялось неприличным). Второй был в кипе. Третий - с мусульманскими четками на руке. Три различных мировоззрения, возможно даже и четыре.

Но как же они дружно работали! Подкалывали друг дружку какими-то своими шутками, хохотали, напевали. Вот, в отсутствие клиентов, сами устроились за столиком, болтают и пьют колу, вот, мы вошли, ребята с улыбкой вскочили - и кинулись стряпать, азартно, весело, синхронно - и пицца готова в считанные минуты. Христианин, иудей, мусульманин. А проще сказать: хорошие самостоятельные дети.

И меня не оставляла мысль: неужели все-таки возможно - так?

А сегодня я спрашиваю себя о другом: что-то сейчас с теми ребятишками? По-прежнему ли их - четверо?

Наши телевизионные политолухи в своих реченьях, разумеется, не сумели заметить новой тенденции. А она между тем - очень важная и архискверная. Нас тут, вдали, не касающаяся? Это вы зря. Это вы сильно неправы. Но - чуть позже.

-2

Никогда еще (я расспрашивала друзей и знакомцев) в Израиле не бывало, чтобы кровавый хаос так множили арабы - граждане Израиля, те, кому есть, что терять, имеющие работу или свой бизнес, права и блага, еще вчера - занимавшиеся созидательной деятельностью.

Раньше это были - эпизоды. Но не сейчас.

Случайным подобное не бывает. Случайно так не бывает никогда. Папа Бенедикт цитирует византийского святого в академической лекции, а на другой день в отдаленных странах на улицы выходит население, в массе понятия не имеющее о том, что такое лекция, что такое Византия, да и кто такой Папа. Выходит орать, бесноваться и крушить. Судорога пущена, сказал бы Петруша Верховенский.

Но Ватикан это тоже так далеко. Ладно, поищем ближе.

Знакомая моего друга - беженка из Узбекистана, сейчас живет в Москве. Я надеюсь, никому здесь не надо объяснять, почему уцелевшие русские в годы распада СССР оттуда бежали?

Но, выгнав нас, Узбекистан сам пришел почему-то к нам. О том, чем это чревато, много лет говорили такие политики, как покойный Константин Крылов, выступавший за визовый режим со странами Средней Азии. Константина в последние годы его жизни попросту информационно глушили. Мы не могли в полный голос даже возмущаться чудовищным убийством школьницы Ани Бешновой. И нас и саму школьницу (жертва же всегда сама виновата) поливали грязью. "Не понимаю, - с апломбом обладателя лишней хромосомы изъяснялась одна любительница ИГИЛа с одного либерального ресурса. - Девочка эта - дочь украинки и татарина, чего русским националистам неймется из-за нее?" Уй, мадам, натурально, вы не понимаете, сказал бы булгаковский Фагот.

Но о той беженке. Она знает, как можно догадаться, узбекский язык. И, уже в московских пространствах, с вниманием слушает повсеместную узбекскую речь. Слушает - и понимает. Я к этому не добавлю больше ничего.

Константину Крылову не давали говорить, хотя предлагаемые им меры национальной безопасности были цивилизованными мерами. А в нашем дне политолух Сергей Марков вносит иные предложения (после массовой драки с участием нелегальных мигрантов): "Российская власть должна решительно встать на стороне нелегальных мигрантов, восставших против террора бандитов с российскими паспортами. Может быть, даже самому отважному из восставших подарить российское гражданство и наградить орденом". Что можно к этому добавить?

Думаю, в Израиле многие надеялись на благотворные всходы политики предоставления гражданства арабам. Сегодня, думаю, вовсе никто не знает, каким путем идти.

Современный прогресс многократно уменьшил нашу планету в размерах. Об этом надлежит помнить каждому, кто считает, что его что-то происходящее вдали, "не касается".

Но я еще не закончила с этой темой. Я, скорее, только начинаю разговор. И хочу немало сказать в том числе об ошибках, популярных в нашей патриотической среде. Тут необходим долгий анализ.

Продолжение следует.

(фото плохие, зато мои)