Откусывая кусочек шоколада, задумывались ли вы когда-нибудь о том, что какао, из которого готовят шоколад, может быть добыто рабским детским трудом? Наши дети и мы с радостью поглощаем это лакомство, а где-то в джунглях Кот-д'Ивуара такие же дети, размахивая мачете, срезают коробочки какао за чашку супа и кусок хлеба в день, а в лучшем случае за 5$ в неделю. В этом обзоре мы поговорим о разных аспектах какао – немного об истории, немного о ботанике и чуть больше о социальных проблемах, которые порождает «пища Богов».
История какао тесно связана с социальным и экономическим развитием человека. Научное название какао-дерева - Theobroma cacao, что по-гречески означает «пища богов» (theo = Бог и broma = еда). Какао-дерево относится к семейству мальвовых (Malvaceae). Это вечнозеленое дерево, достигающее в высоту от 6 до 12 метров. Лучше всего оно растет в тропических лесах в ограниченной географической зоне: 20° северной широты и 20° южной широты от экватора. Ботаники считают, что какао-дерево первоначально появилось в верховьях Амазонки в Южной Америке и распространилось оттуда в двух основных направлениях: на севере в Центральную Америку и на востоке через бассейн Амазонки в Гуаяны.
Какао-бобы
Плоды дерева какао растут прямо на стволе и на более крупных ветвях. В ботанике эту особенность называют каулифлорией. Цвет спелых коробочек какао (стручков) варьируется от желтовато-коричневого до почти красного. Созревание плодов занимает от 4 до 8 месяцев. Каждый плод содержит от 25 до 75 овальных семян (какао-бобов), окруженных кисло-сладкой мякотью. Какао-бобы обычно белые, но в процессе сушки они становятся пурпурными или красновато-коричневыми. Каждое какао-дерево дает от 50 до 60 коробочек в год, что соответствует примерно 7-9 килограммам сухих какао-бобов на дерево в год. Сушеные какао-бобы состоят из какао-масла (54%), белка (11,5%), крахмала (9%) и воды (около 5%). Они также содержат бесчисленное множество других веществ. Интересный факт, что опыляют цветы какао не пчелы или шмели, а мелкие мошки-форципомиины. Их еще называют мошки-мокрецы.
Как собирают какао?
Какао собирают круглый год, но основной сезон - с ноября по январь и с мая по июль. Сбор урожая производится вручную острыми мачете. Машины нельзя использовать, потому что плоды созревают в разное время, а какао-дерево постоянно дает новые цветы и плоды. После сбора урожая плоды открывают, а какао-бобы удаляют вместе с мякотью.
Затем какао-бобы и их мякоть помещают в бродильные ящики или между банановыми листьями. Они остаются там от 5 до 6 дней, идет процесс ферментации. Мякоть становится жидкой и стекает. Типичные ароматические свойства и коричневый цвет какао-бобов развиваются во время этого процесса.
После ферментации какао-бобы сушат, снижая содержание влаги с 60% до примерно 5-7%. В большинстве стран сушку проводят на солнце. Бобы раскладывают слоями по 5 см и сушат около 14 дней. При промышленной переработке для сушки какао-бобов также используются сушилки с горячим воздухом.
На следующем этапе сушеные бобы обжариваются. Обжарка происходит при температуре 98° C и занимает от 10 до 115 минут. Подобно ферментации, обжарка придает какао-бобам уникальный аромат. Бобы низкого качества обжариваются дольше при более высоких температурах, что может усилить горечь. После обжарки скорлупа какао-бобов удаляется. Затем бобы тонко измельчаются в какао-массу.
Географический пояс какао
Какао-дерево было завезено из Бразилии в Западную Африку в 19-м и начале 20-го веков, где оно и по сей день в основном выращивается мелкими фермерами. Около 2 миллионов мелких землевладельцев в Западной Африке в настоящее время зависят от какао-бобов.
Около 70% мирового производства какао приходится на какао-пояс Западной Африки, который тянется вдоль побережья Гвинейского залива в Западной Африке. Он простирается от Сьерра-Леоне через Либерию, Кот-д'Ивуар, Гану, Того, Бенин и Нигерию к югу от Камеруна. Только в Бенине не выращивают какао, потому что там саванна простирается до моря, а сезонная засушливость климата делает невозможным выращивание чувствительных к засухе культур, таких как какао. Некоторое количество какао также производится в Африке к востоку от бассейна Конго, например, в Танзании и Демократической Республике Конго, но их объемы производства незначительны по сравнению с таковыми в западноафриканском какао-поясе.
Мировая промышленность какао в настоящее время находится в границах этого самого западноафриканского какао-пояса не только из-за огромного количества какао, которое там производится, но и из-за высокого качества какао-бобов. Продукт из Ганы называют золотым стандартом какао на мировом рынке. Ежегодно во всем мире производят 5,25 миллиона тонн какао-бобов, из которых 40% приходятся на Кот-д'Ивуар, 20% в Гане, 5% в Нигерии и 5% в Камеруне.
В 1989 году Бразилия была вторым по величине производителем какао в мире. Однако плантации деревьев в Бразилии пострадали от массового заболевания фитопатогенными грибами - Moniliophthora perniciosa. Это заболевание называют ведьмиными метлами. В результате Бразилия в настоящее время производит только 4% всего выращиваемого в мире какао.
Монокультура против тропического разнообразия
Страны какао-пояса Западной Африки когда-то были покрыты тропическими лесами, которые простирались от Гвинеи на западе до Камеруна на востоке, где они сливались с тропическими лесами бассейна Конго. Большая часть этих тропических лесов была расчищена для ведения сельского хозяйства, в первую очередь для выращивания какао.
Кот-д'Ивуар теряет свои тропические леса быстрее, чем любая другая африканская страна, менее 4% страны по-прежнему покрыто тропическими лесами. Из-за потери среды обитания лесным слонам и шимпанзе угрожает там полное исчезновение. В Кот-д'Ивуаре 19 900 квадратных километров тропических лесов находятся под защитой. Тем не менее, большие площади охраняемых лесов деградировали, и до 75% уже вырублено. Они используются в агролесоводстве для выращивания какао. Около 40% какао в Кот-д'Ивуаре незаконно выращивается в национальных парках и охраняемых государственных лесах.
Шоколадный трафик
Путешествие какао-бобов начинается с ферм мелких землевладельцев в какао-поясе Западной Африки. Они продают свой урожай посредникам, которые перевозят мешки с какао-бобами и продают их кооперативам. Кооперативы, в свою очередь, продают продукцию крупным международным торговым домам, таким как Cargill, которые затем продают шоколадным компаниям, таким как Mars. Каждый шаг на этом пути увеличивает стоимость, но мелкие фермеры получают только 6% от розничной цены шоколадного батончика по сравнению с 80%, которые получают торговые дома, производители и розничные торговцы.
В производстве какао и шоколада ежегодно продается товаров на 100 миллиардов долларов США. Рабочие и мелкие землевладельцы в среднем зарабатывают менее доллара в день и часто работают в условиях удушающей жары и высокого уровня воздействия пестицидов.
Чарли и шоколадная фабрика
Джунгли Африки мало напоминают шоколадную фабрику Вилли Вонка. Однако детей, которые там трудятся можно сравнить у умпалумпами. Хотя последние жили на фабрике Вонки в гораздо более удобоваримых условиях.
Существует несколько независимых исследований и журналистских расследований, которые показывают, что более 2 миллионов детей работают на плантациях какао в какао-поясе Западной Африки и что торговля людьми и рабство широко распространены в этой области. Нередко детей просто крадут из деревень, а иногда родители, которые не в состоянии их прокормить просто продают их в рабство. Иногда в джунглях промышляют семейные подряды, где родители вместе с детьми орудуют мачете, расчищают землю, несут тяжелые грузы, собирают стручки какао и распыляют пестициды. Чаще же встречаются дети-рабы, которые были похищены или проданы родственниками в рабство из соседних стран, таких как Буркина-Фасо. Этим детям платят деньги, но заработок можно назвать смешными – это около 5 долларов в неделю.
В 2001 году под давлением Конгресса США представители крупнейших компаний по производству какао и шоколада пообещали запретить «наихудшие формы детского труда» у своих западноафриканских поставщиков какао. Однако по сей день они не могут гарантировать, что их шоколад был изготовлен без использования детского труда.
Причину этого можно найти в сложных глобальных цепочках поставок, которые невозможно полностью отследить. Производители до сих пор не могут определить фермы и мелких фермеров, у которых они закупают какао, не говоря уже о том, присутствует ли детский труд в цепочке поставок. В 2017 году мировая промышленность какао и шоколада взяла на себя обязательство использовать «какао без вырубки лесов», стремясь обеспечить полную отслеживаемость цепочки поставок, чтобы в конечном итоге положить конец вырубкам. Проблема, однако, в том, что инициативы компаний «без детского труда» и «без вырубки лесов» пока достигли лишь весьма и весьма скромных успехов.
Потребители, которые отказываются покупать шоколад, так как хотят бороться с детским рабским трудом – по факту выбирают бесполезную меру. Если люди массово перестанут покупать шоколад, то и без того бедные сборщики какао станут еще беднее. Здесь нужны меры глобальные, с политическим, социальным, экономическим давлением на крупнейших производителей. Это их прямая обязанность проводить инспекции и выстраивать шоколадный трафик от какао-дерева до шоколадки в магазине.