Одним из наиболее удачных немецких самолетов времен Второй Мировой войны был Физелер Fi-156 "Шторх" ("Аист"). В Первую мировую войну германский ас Герхард Физелер одержал 22 воздушные победы и был весьма известным в мире летчиком - акробатом после Первой Мировой войны. Герхард Физелер выиграл контракт на поставку Люфтваффе многоцелевого самолета поддержки сухопутных войск, назвал его "Шторх" ("Аист").
Физелер Fi-156 "Шторх" представлял собой легкий одномоторный самолет связи с коротким взлетом и посадкой. Разрабатывался под руководством Герхарда Физелера, Рейнхольда Мевеса и Эриха Бахема в 1935 году и изначально предназначался для гражданского применения, но в ходе разработки был переделан в военный вариант.
Легкий фюзеляж прямоугольного сечения имел каркас в виде пространственной фермы из стальных труб с полотняной обшивкой. В передней части к ферме крепится моторама, в средней расположена кабина, в ней одно за другим установлены два сиденья, заднее с небольшим сдвигом вправо. Кресла регулируемые по положению, с чашками под парашюты. Также предусматривалось откидное третье сиденье для пассажира, без спинки. Трехместная кабина имела боковые панели остекления из плексигласа, выступавшие над фюзеляжем под большим углом. Верхняя центральная часть крыла, составлявшая потолок кабины, также была покрыта плексигласом, так что "Шторх" имел отличный круговой обзор.
Двухлонжерное деревянное крыло было обтянуто полотном, вдоль всей передней кромки крыла шел алюминиевый предкрылок. Всю заднюю кромку крыла занимала посадочная механизация - внутренняя панель представляла собой щелевой закрылок, а внешняя - статически сбалансированный щелевой элерон. Хвостовое оперение классической схемы, с симметричными аэродинамическими профилями. Киль имеет каркас из стальных труб и полотняную обтяжку. Основа стабилизатора - деревянная, также с полотняной обтяжкой, носок обшит фанерой. Киль соединен со стабилизатором раскосами из стальных труб в дюралюминиевых обтекателях. Рули деревянные, обтянутые полотном, с роговой аэродинамической компенсацией. На руле направления в верхней части находится триммер.
Самолет получил своё название "Шторх" (Аист) за характерные стойки шасси со свечными стальными пружинами и масляными демпферами. Верхние концы стоек крепились к нижней точке пирамидальных подкосов по бортам фюзеляжа. На самолете использовалась хвостовая опора, хотя на некоторые самолеты в конце войны устанавливали хвостовое колесо.
Физелер Fi 156 был оснащен 8-цилиндровым мотором воздушного охлаждения Аргус As 10C взлетной мощностью 240 л.с при 2000 об/мин и 200 л.с. при 1800 об/мин, вращавшим деревянный винт Шварц диаметром 2,60 метра с металлической передней кромкой. Герхард Физелер спроектировал эту машину как самолет укороченного взлета - посадки и снабдил ее крылом большой подъемной силы. Разбег "Шторха" составлял всего 65 метров, а пробег после посадки - 22 метра. Созданный по спецификации 1935 года, Fi-156 впервые поднялся в воздух весной 1936 года и был принят на вооружение в 1937 году.
При транспортировке самолет можно было перевозить со сложенными крыльями в кузове грузовика или даже медленно буксировать за собой.
Самолет Физелер Fi-156 Шторх выпускался в следующих модификациях: - Fi-156А-0 - партия в 10 самолетов, изготовленная в 1937 году для проведения оценочных испытаний; - Fi-156А-1 - первая серийная модификация, выпускавшаяся с 1937 года с двигателем Аргус As-10c; - Fi-156В - усовершенствованный вариант с подвижными предкрылками, серийно не выпускался; - Fi-156С-0 - предсерийный вариант модификации С для поставок Люфтваффе. От А-1 отличался формой остекления задней части кабины, где устанавливался 7,92 мм пулемет MG-15 для защиты от атак истребителей с задней полусферы; - Fi-156C-1 - трехместный самолет связи;
- Fi 156C-2 - двухместный разведывательный самолет с аэрофотоаппаратом. Вооружение 7,92 мм пулемет MG-15; - Fi-156C-3 - самолет связи и легкий транспортный самолет, часть самолетов имела двигатели Аргус As-10P, имелось тропическое исполнение Fi-156C-3/Trop с дополнительными воздушными фильтрами на двигателе;
- Fi-156C-5 - многоцелевой самолет с двигателем Аргус-10Р, оборудован подфюзеляжным держателем для дополнительного топливного бака или сбрасываемого контейнера с аэрофотоаппаратом. Имелся тропический вариант Fi-156C-5/Trop;
- Fi-156D - модификация с большим боковым грузовым люком и двигателем Аргус As-10Р, имелись варианты: - Fi-156D-0 - предсерийная партия санитарных самолетов, предназначенных для перевозки одного раненого на носилках; - Fi-156D-1 - серийный вариант Fi-156D-0;
- Fi-156E-1 - опытный самолет с гусеничным шасси; - Fi-156F-0 - опытный самолет для борьбы с партизанами. Был вооружен двумя 7,92 мм пулеметами; - Fi-156U - опытный противолодочный самолет с одной глубинной бомбой или тремя 50-кг бомбами.
Двухместный разведывательный самолет Физелер Fi-156C-2 имел следующие характеристики - размах крыла 14.25 метра, длина 9.90 метра, высота 3.05 метра, площадь крыла 25.20 кв. метра. Вес пустого самолета 930 кг, нормальный взлетный 1325 кг. Силовая установка один поршневой двигатель Аргус As-10-С3 мощностью 240 л.с. Максимальная скорость 175 км/час, крейсерская скорость 150 км/час. Практическая дальность 385 км. Практический потолок 4600 метров. Экипаж два человека. Вооружение один 7.92 мм пулемет МG-15 в задней части кабины.
Зимой вместо колес монтировались металлические лыжи со шнурами-оттяжками. Лыжи снабжены оригинальным механическим тормозом для сокращения пробега. На костыль тоже надевалась небольшая лыжа.
Самолет обладал великолепной маневренностью и был прост в пилотировании, прощая ошибки. При скорости встречного ветра 13 км/час самолету требовались разбег 46 метров и пробег 16 метров, при скорости встречного ветра около 40 км/час машина могла "зависать" в воздухе без потери управляемости. Проведенные учебные воздушные бои с истребителями, вооруженными фото - кино - пулеметами, показали, что истребители не смогли сделать ни одного кадра "Шторха", летавшего со скоростью 54,7 км/час.
В общей сложности для Люфтваффе до марта 1945 года выпущено около 2900 серийных машин. Из них 1908 изготовила фирма "Физелер", 784 - завод "Моран" в Пюто (Франция), 78 - "Мрац" в Чозене (Чехия) и 73 - LBB в Чешских Будейовицах. После того как в октябре 1943 года чрезмерно загруженный завод фирмы "Физелер" в Касселе выпустил последний Fi-156 и был загружен другой продукцией, все производство "Шторхов" было переведено на другие заводы. Сборочное оборудование и некоторые главные специалисты были отправлены на завод "Мрац" в Чозене. Все последующие поставки осуществлялись из Пюто и Чозена до окончании войны, а по окончании войны оба завода продолжали выпуск этого самолета. Часть самолетов, поставленных Люфтваффе, была передана вооруженным силам Болгарии, Хорватии, Финляндии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии.
Серийные самолеты Физелер Fi-156 "Шторх" начали поступать в Люфтваффе зимой 1937 - 38 годов. Четыре самолета Fi-156С-1 отправили в Испанию, где их использовали в качестве связных в штабном отряде легиона "Кондор".
К началу Второй мировой войны Люфтваффе располагали около 300 самолетов "Шторх". По 1-2 такие машины придавалось каждой группе боевой авиации, применялись они также в отрядах взаимодействия с армией. В Польской кампании приняло участие около 40 самолетов Физелер Fi-156, большинство из которых обеспечивало связью штабы корпусов и дивизий. В блицкриге на Западе более 100 самолетов Fi-156 использовалось для проведения посадочных воздушных десантов в Бельгии и Люксембурге. Также Fi-156 вели разведку, доставляли донесения и курьеров, эвакуировали раненых, спасали сбитых летчиков. Подобные задачи решали эти самолеты во время Балканской кампании и в ходе боев в Северной Африке.
В ходе войны против СССР на Восточном фронте самолеты Физелер Fi-156 решали те же задачи. Также их применяли для прокладки проводных линий связи в равнинных районах Украины, и в тылу для борьбы с партизанами.
Хорошие взлетно-посадочные качества Fi-156 делали их незаменимыми при проведении различных спецопераций, наиболее известной из которых стало спасение Муссолини в сентябре 1943 года. Высокогорный отель, где он содержался под стражей, был захвачен немецкими десантниками под командованием Отто Скорцени, доставленными на планерах, на крохотную площадку у отеля приземлился "Шторх", вывезший самого дуче и командовавшего операцией Скорцени.
Взлететь с толстым Муссолини на борту оказалось сложнее, чем сесть. А кроме Муссолини в кабину втиснулся и Скорцени, тоже весьма крупный мужчина. Пилот попытался высадить хотя бы одного из пассажиров, но Скорцени направил на него дуло пистолета. Десантники уцепились за хвост "Шторьха" и держали его до тех пор, пока двигатель не набрал полные обороты. Самолет начал разбег, налетел левым колесом на камень, едва не опрокинулся, слетел с края обрыва, резко пошел вниз, но успел набрать скорость и выровняться. Посадка прошло без особых приключений.
Довольно часто Fi-156 применялись в качестве личных самолетов высокопоставленных немецких военачальников - Э. Роммеля, А. Кессельринга и других. На самолете Физелер Fi-156 "Шторх" была осуществлена замена рейхсмаршала после отставки Геринга. 23 апреля 1945 года Гитлер разжаловал Геринга с поста главнокомандующего Люфтваффе, на его место был назначен генерал - оберст Риттер фон Грейм. Он направил сообщение в Берлин - Гатов с приказом фон Грейму явиться, и ночью, в кольце советских войск, шеф пилот летчик - испытатель Ганна Рейч на "Шторхе" доставила его в бункер фюрера, под огнем посадив самолет на улице около рейхсканцелярии среди каменных руин. Получив от Гитлера официальные полномочия, фон Грейм улетел вместе с Ганной Рейч. Они были последними людьми, покинувшими осажденный Берлин.
В начале 1940 года в Германии гостила советская делегация, состоящая из инженеров, конструкторов и представителей МИД, которая ознакомилась с технологиями германского самолетостроения, а также знакомилась с самолетами. На одном из берлинских аэродромов генерал Эрнст Удет совершил показательный полет на "Шторхе". В качестве пассажира он взял наркома И.Ф. Тевосяна. После взлета с коротким разбегом самолет совершил несколько крутых виражей, а затем сел, показав при этом минимальный пробег. Демонстрация произвела сильное впечатление на присутствовавших. Вскоре Геринг подарил этот самолет делегации, еще один "Шторх" был куплен дополнительно. Обе машины вскоре доставили в Москву. Там один "Шторх" использовался в качестве транспортного самолета при командовании ВВС. Советская копия Fi-156А была разработана под руководством O.K. Антонова и получила название ОКА-38 "Аист".
Двигатель -6-цилиндровый МВ-6 мощностью 240 л.с. Прототип испытывался осенью 1940 года, весной 1941 года велась подготовка к серийному выпуску на заводе № 465 в Каунасе, но из-за начала войны ни одну машину изготовить так и не успели.
После начала войны в руки советских войск попало значительное количество трофейных "Шторхов". Многие из них с успехом использовались в качестве курьерских машин. В "Шторхе" в Москву вылетел в конце декабря из-под Сталинграда командир 205-й истребительной авиационной дивизии генерал - майор Е.Я. Савицкий. Савицкий продолжал летать на "Шторхе", и 12 - 13 мая 1945 года он на "Шторхе" перелетел из Берлина в Москву, где ему должны были сделать операцию на ноге, раненой осколками.
Другим советским военачальником, летавшем на Fi-156, был комиссар 812-го истребительного авиационного полка майор Т.Е. Пасынок. В январе 1945 года ему запретили летать на боевых самолетах, но в это время на полевом аэродроме Люфтваффе в Бельцах был найден брошенный исправный "Шторьх", который и стал личным самолетом Пасынка. На "Шторхе" любил летать и дважды Герои Советского Союза Султан Амет-Хан. Осенью 1943 года он перехватил и вынудил сесть у хутора Килигейский Fi-156. Немецкий пилот летел из Констанцы в Евпаторию, но заблудился и кружил уже за линией фронта. Уже на следующий день Амет-Хан перегнал трофейный самолет на главную базу своей части в Чаплинское. Один "Шторх" использовался в качестве курьерской машины в 122-м истребительном авиационном полку на территории Венгрии.
Известно, по меньшей мере, два случая, когда на "Шторхах" советские летчики бежали из немецкого плена. 11 августа 1943 года Н.К. Лошаков из 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка, сбитый 27 мая 1943 года над Ленинградским фронтом, и И.А. Денисюк угнали с аэродрома Люфтваффе в Орлове Fi-156С. 4 октября 1943 года на "Шторхе" улетел с аэродрома Рига - Спилве советский пилот Аркадий Ковязин. В 1941 Году как пилот 212-го отдельного бомбардировочного авиационного полка дальнего действия он совершил вынужденную посадку за линией фронта и попал в плен.
Многие специалисты считают Физелер Fi-156"Шторх" одним из наиболее удачных самолетов, созданных в Третьем рейхе.
Список источников. Авиационная энциклопедия. Уголок неба. Fieseler Fi.156 Storch; Виртуальная энциклопедия военной авиации. Cамолет Физелер Fi.156 "Шторх"; Авиация Второй мировой. Fi-156 "Storch" Связной самолет Fieseler; Нашей Родины Красные соколы. Авиация Второй Мировой.Военные самолеты Германии. Физелер Fi-156 "Шторх" ("Аист"); Крис Бишоп.Эскадрильи Люфтваффе 1939-1945; Военный альбом.Фотографии Второй Мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945)Немецкий связной самолет Fi-156; https://ru.wikipedia.org/wiki/Fieseler_Fi_156_Storch; https://engineering-ru.livejournal.com/515697.html;