Найти тему
Новый драматический театр

Спектакли в записи: смотреть или нет?

Оглавление

Весенний карантин 2020 года в связи с пандемией коронавируса, а также последовавшие за ним ограничения (в московских театрах до сих пор запрещено заполнять залы более, чем на 50%) спровоцировали резкий взлёт популярности онлайн-трансляций и видеозаписей театральных спектаклей.

Изображение Tanapat Pootthanon с сайта Pixabay
Изображение Tanapat Pootthanon с сайта Pixabay

Безусловно, это была вынужденная мера. Выкладывая в сеть записи, театры поддерживали хрупкий контакт с постоянными зрителями, пытались заинтересовать новую публику, придумывали оригинальные формы подачи контента... Продюсеры заговорили даже о новой ступени развития театрального искусства, со всеми преимуществами виртуального мира. Однако очень быстро все поняли, что сама идея театра, его суть и смысл, противоречат и фиксации на плёнке, и цифровым технологиям, и даже прямым трансляциям в интернете. Спектакль в записи — это уже не спектакль, а нечто иное. В прямом эфире мы видим происходящее на сцене, и вроде бы даже в настоящий момент, но не своими глазами, а через посредника, которым является режиссёр (или оператор) трансляции. Мы лишаемся важнейшей функции зрителя — творить и видеть свой личный, уникальный спектакль, соавторствуя с режиссёром в момент восприятия. А это обесценивает театр, превращая его в "недо-кино"...

Да, спектакль в записи — великолепный шанс приобщиться к театральным постановкам, идущим в Европе, США и даже Японии. Это плюс, особенно когда закрыты границы, и мы лишены возможности полететь на премьеру, допустим, в Париж или Лондон (даже те из нас, у кого есть материальные ресурсы для подобных поездок). Но смотреть лучше те постановки, которые были специально подготовлены и адаптированы для просмотра. Когда-то это называли "телеспектакль", потом "версия для диска", ещё позже — "онлайн показы" и так далее. Смысл в том, что если уж мы доверяем кому-то визуальный пересказ спектакля, пусть этот "кто-то" хотя бы будет профессионалом, а не кем-то из зала, снимающим тайком на камеру дрожащего и дёргающегося смартфона. На бесплатных видеохостингах полно таких "спектаклей", громко названных "ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ!", однако качество их отвратительно.

Кадр из видеозаписи спектакля "Гамлет" Томаса Остермайера
Кадр из видеозаписи спектакля "Гамлет" Томаса Остермайера

Где смотреть?

Платные ресурсы следят за качеством, и за 300-400 рублей можно посмотреть приличный "живой эфир" с хорошим звуком. Например, сайт "Онлайн Театр.com" предлагает довольно насыщенную программу тем, кто лишён возможности купить билет в московский театр (правда, перечень театров-партнёров ограничен). На телеканале "Культура" идут специально снятые для телевизионного показа спектакли, найти их можно на соответствующем сайте в разделе "Видео". При подписке на телеканал "Театр" тоже можно получить доступ к видеоколлекции. Портал культурного наследия "Культура РФ" предлагает архивные записи спектаклей прошлых лет, и можно составить себе некоторое представление о БДТ, "Современнике", "Ленкоме"советского периода... Но именно некоторое, и именно представление. Нам уже, к сожалению, никогда не испытать то, что чувствовали советские люди в театральных залах — ушли актёры, ушли спектакли, ушло время... То, что мы видим на экране — всего лишь тень, отблеск эпохи.

Разница между offline- и online- театром существует не только для зрителя. Выступать перед пустым залом во время трансляции спектакля артистам вдвойне сложно: нет необходимой энергетики, нет отдачи, благодарности. Даже при полном погружении в роль, артист чувствует реакцию зала. Она помогает понять, что тебя слушают, ждут дальнейших действий — для актера это знак того, что он делает все верно. Монитор компьютера становится четвертой стеной, как для зрителя, так и для артиста (Из статьи К. Беловой "Эффект присутствия")

Это действительно так, и многие актёры Нового драматического театра подтверждают: игра на камеру вместо живого зрительного зала похожа на поцелуй через стекло. А когда сложно актёру, трудно и зрителю, хотя последний может этого в процессе просмотра даже не замечать. Но нет обмена энергиями, взглядов, дыхания, смеха... а полного отстранения, как в кинотеатре, тоже не получается.

Что смотреть?

Советский телевизионный театр (не путать с телеверсиями театральных спектаклей!) — самобытное и интересное явление в истории исполнительских искусств. Было время, когда режиссуру телевизионного театра преподавали в отраслевых вузах как самостоятельную дисциплину. Чтобы понять, в чём прелесть этого жанра, попробуйте посмотреть "Странную миссис Сэвидж" с Верой Марецкой, "Миллионершу" с Юлией Борисовой, "Пятый десяток" с Алисой Фрейндлих, "Криминальный талант" с Еленой Поповой... Актёры играют в них с учётом съёмки, то есть иначе, чем в зрительный зал, а режиссёр мыслит не так, как в пространстве сцены-коробки. Есть прекрасный цикл спектаклей Ленинградского телевидения 1970-80 годов, которые и по сей день смотрятся органично.

В чем секрет? В том, что это ОРИГИНАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ, созданные в студии, специально для телевидения. Их ставили как приглашенные постановщики, так и режиссеры с театральным образованием, работавшие в штате (как, например, знаменитый Александр Белинский).

Елена Попова (актриса Ленинградского телевидения,1980-е)
Елена Попова (актриса Ленинградского телевидения,1980-е)

Разумеется, смотреть или не смотреть спектакли в записи — каждый решает сам. Кому-то трудно лишний раз заплатить за билет, кто-то болен, кто-то не готов тратить время на поход в театр, но не прочь посмотреть что-то хорошее дома на диване; кого-то раздражают другие зрители (такое довольно часто встречается, особенно если человек — интроверт, и любит всё воспринимать в одиночестве)... Интернет отчасти компенсирует таким людям потребность в театральном искусстве. Но всё-таки театр — это не цветные пятна на плёнке и не набор мегабайтов, правда?

Читайте также на нашем канале:
Как написать отзыв о спектакле
Удачный поход в театр: инструкция для новичков
Лучшие места в зрительном зале

Ждём вас на спектаклях Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов по телефону +7 (499)182-03-47
💥 АФИША И БИЛЕТЫ ОНЛАЙН 💥