Официальное Сараево по решению Конституционного суда Боснии и Герцеговины обязано выплатить компенсации генералу полиции Республики Сербской в отставке Горану Саричу за причинение ему душевных страданий и ущерб, нанесённый его свободе, репутации и достоинству.
Судебный процесс над Саричем стал редким прецедентом, когда сербскому офицеру из командования Республики Сербской не смогли нагло навязать обвинения в причастности к «военным преступлениям». На днях Конституционный суд БиГ принял решение отклонить апелляцию Генпрокуратуры страны и подтвердил принятое в декабре 2019 года решение Суда Боснии и Герцеговины.
В судебном вердикте сказано, что душевную боль и ущерб репутации и чести сербского генерала Сарича нанесли необоснованные взятие под домашний арест и меры ограничения, предпринятые к нему во время двух судебных процессов по делам о военных преступлениях. Отставной командир специальной полицейской бригады Республики Сербской получил оправдательный вердикт при обвинении в военных преступлениях на протяжении обоих процессов против него. Спустя время после оправдания, Сарич подал иск против БиГ в Суд БиГ с требованием компенсации.
Сербский генерал заявил, что удовлетворён решением Конституционного суда БиГ, а также тем, что ему удалось добиться справедливости.
«Мне непонятно, зачем они вообще подавали апелляцию, тем более, что сумма компенсации не была слишком большой. Но теперь все кончено, хотя приговоры, которыми я был оправдан по обвинению в военных преступлениях, были для меня гораздо важнее», − приводит слова офицера сербские СМИ.
Сразу отметим, что подобные вердикты совсем не типичны для судебных инстанций БиГ. Обычно в судах республики проходят слушанья по делам сербских солдат и офицеров, опираясь на лжесвидетельства, оправдывают хорватских и бошнякских преступников за «недостаточностью улик».
Процесс над генералом позволил выяснить, что полицейские подразделения под командованием Сарича прибыли в Сребреницу из-под Сараево после освобождения её от албанских сепаратистов Войском Республики Сербской и вели в основном патрулирование территории и наведение порядка.
Офицер отметил, что командование боснийских сербов смогло четко и организованно эвакуировать мирное население на подконтрольную бошнякам территорию, никаких массовых расправ над военнопленными не планировало.
Однако Сарич не отрицает расстрелов военнопленных, которые провели после нападения и убийства с целью побега сербского охранника одним из исламистов в Кравице. Тиражируемое противником обвинение в наличии тысяч убитых «мужчин и юношей», а тем более о «геноциде» в Сребренице не стоит и говорить. Западу выгодно возводить лживые обвинения против сербских военных.