1900-ый год. На пароходе «Вирджиния» находят укутанного младенца, лежащего на пианино в коробке для лимонов. За малышом начинает ухаживать часть команды корабля: укладывать спать, менять белье и объяснять, как устроен мир в границах одной огромной посудины. И с этого начинается «Легенда о пианисте» — история, покорившая миллионы. Сказка о музыканте, своим талантом согревшего сердца тысячи пассажиров. Драма о мужчине, для которого суша оказалась слишком большим судном с бесконечным количеством клавиш.
И ощущений, в которых невозможно разобраться до конца. Будучи человеком, прожившим истории сотни обычных людей, он, казалось бы, так не сумел полноценно начать свою. Официально он нигде не числился, его личность по документам не существовала, но почему же прекрасная девшука, озадаченная своими мыслями, обратила внимание лишь на него? Потому что в его глазах горела та самая жизнь, и он понимал её тайну.
В далёком 1998-м году Джузеппе Торнаторе снял поистине выдающуюся картину, которая благодаря своей глубине, трагизму и происходящему в ней временами наивному, но такому чистому волшебству, стала классическим представителем кинематографа прошлого столетия. Вторя героям фильма, хочется пускаться в пляс, грустить и думать. Ещё бы, в сердце кино — сама музыка жизни и человека, отличающегося от остальных.
И в случае с «Легендой о пианисте» даже не так важно, насколько искуссно съемочный оркестр играет на своих инструментах. Все справились замечательно, и, поверьте, это лучшая роль Тима Рота. Важна сама идея, которая вложена в очаровательные пару часов. И каждый может интерпретировать её по-своему.
Для кого-то фильм Джузеппе Торнаторе окажется невыносимо грустной балладой об уникальном человеке, который не приспособился, не стал выбирать жизнь, полную вопросов на которые нет ответов. О человеке, который остался частью родного места, в котором каждая деталь подчинялась его понимаю, а все 88 клавиш рояля он знал наизусть. В отличии от окружающего мира, которому нет края, а значит и нет возможности узнать всё и научиться всему. Тому, что он увидел не было конца. А это для человека, долгие годы которого были сопряжены с одним и тем же порядком вещей, непосильная задача.
Найдутся, конечно же, и те, для кого 1990-ый окажется эгоистичным выскочкой, чья музыка обязательно должна умереть с ним и не быть услышанной. Но складывается ощущение, что они просто убили в себе безумных романтиков.
Но самое главное, что о фильме говорят даже сейчас. Из-за того, что не всё потеряно и жизнь не кончена, пока у тебя есть хорошая история и друг, с которым ею можно поделиться. И легенды будут жить столько, сколько о них говорят или смотрят — выбор у каждого свой. Вечная киноклассика.