Найти тему
travelstar_ushka

Новый старый железнодорожный вокзал в Иванове. Что получилось после реконструкции

Железнодорожное сообщение появилось в Иваново-Вознесенске в 1868 году и это сразу поставило город на новую ступень развития промышленности. Появилась возможность отправлять текстильную продукцию во все крупные города центральной России. В Кострому, Ярославль, Нижний Новгород и в столицу Российской Империи, Санкт-Петербург.

Так вокзал выглядел летом 2018 года перед реконструкцией. Фото автора
Так вокзал выглядел летом 2018 года перед реконструкцией. Фото автора


В Москву первый поезд отправился спустя почти 30 лет, в 1896 году с нового железнодорожного вокзала. Это деревянное здание сохранилось до сих пор.

Про заслуги ивановских рабочих в революции 1905 года и 1917 года я много говорить не буду, речь вовсе не об этом. Но нельзя не упомянуть, что после октября 1917 года область получила поддержку от правительства новой, революционной России, в том числе и материальную.

В 1920-1930 годах в городе просто бум строительства. Архитекторы-авангардисты выстроили в "Красном Манчестере" более 50 уникальных зданий в стиле конструктивизма. Самые известные: Дом-Корабль, Дом-Подкова, Дом Коллектива, Школа-Птица.

И 5 июля 1930 года было начато строительство нового железнодорожного вокзала по проекту архитектора-авангардиста В.М.Каверинского. Торжественное открытие состоялось 15 января 1933 года. Это был седьмой по масштабу вокзал в СССР, он мог одновременно вместить 2500 человек.


В Советское время вокзал дважды ремонтировали и "упрощали", закрывая "не нужные" большие оконные проёмы. Тогда же общее пространство вокзала разделили на два больших зала, "синий" и "красный". И в то же время, добавили мозаики и большое панно на тему революционного прошлого города.

Реконструировать вокзал решили в 2018 году. Старались сохранить исторические детали. Например, было проведено целое исследование, чтобы определить, какой первоначальный цвет был у этого здания.
Очень трудно было восстановить, как выглядел вокзал изнутри. Все сохранившиеся фотографии показывали только фасад здания.


При реконструкции постарались соединить все три эпохи, раннюю советскую, среднесоветскую и позднесоветскую. Восстановили и сохранили мозаики и фреску-панно в красном зале.
Рисунок плитки на полу полностью соответствует тому, что был до ремонта. Старые работники вокзала поначалу даже считали, что пол просто "отмыли".

На колоннах в голубом зале разместили рисунок фрагмента ситцевого орнамента 1930 года, который в то время был очень популярным.
Посреди зала поставили старый ткацкий станок, как символ истории города.


Вся "начинка вокзала вполне современная. Удобные нетривиальные скамейки с usb-розетками, светильниками и удобными столиками. Камеры наблюдения и противопожарные датчики практически незаметны наблюдателю. Лучшие современные технологии интегрированы в исторический облик вокзала, при этом сохранились основные элементы, знакомые и памятные любому ивановцу.


Сейчас городу не требуются такие огромные площади для пассажиров, как это было в первоначальном варианте вокзала 1930 года. Вся работа вокзала, весь пассажиропоток сосредоточены в голубом зале. А красный зал превращён в выставочное пространство.

Железнодорожный вокзал называют "воротами в город" и в Иванове эти ворота прекрасны. Они помогают понять историю и архитектуру города. И, надеюсь, это поможет привлечь в город людей, интересующихся конструктивизмом и историей.