Найти тему
Клиника доктора Шурова

Казанский стрелок − глазами психиатра. Почему случаются «колумбайны» и можно ли их предотвратить?

Оглавление

Массовые убийства в учебных заведениях со стороны учеников – пугающий феномен, которому уже больше 20 лет. Еще не до конца «отгремел» случай со школьным стрелком в Керчи 17 октября 2018 года, как мы столкнулись с новым происшествием. 11 мая 2021 года бывший ученик гимназии №175 Казани пришел в школу с оружием и убил 9 человек. Как начались «школьные шутинги», почему произошла нынешняя трагедия, можно ли заранее отследить и предотвратить подобные трагедии? Разбирается главный психиатр нашей клиники Василий Шуров.

Что такое «Колумбайн»?

После каждого нового случая школьной стрельбы в СМИ всплывает история «Колумбайна».

Это первое резонансное массовое убийство в школе «Колумбайн» американского штата Колорадо случилось 20 апреля 1999 года. 2 подростка заранее спланировали атаку на учеников и учителей своей школы, вооружились самодельными взрывными устройствами и стрелковым оружием.

Итог - 13 убитых и 23 раненых. Источник: Яндекс-картинки
Итог - 13 убитых и 23 раненых. Источник: Яндекс-картинки

Случай стал знаковым, а название школы – нарицательным для всех последующих случаев школьных «шутингов». Во многом виной тому – красочное освещение трагедии в СМИ всех стран мира. У подростков-мстителей появились поклонники и подражателей.

Они стали своеобразными кумирами для озлобленных и отчаявшихся школьников, которые переживают школьную травлю и другие социальные проблемы.

Казанский стрелок – мнение психиатра

С момента трагедии прошло чуть меньше недели, поэтому информации для полноценного анализа ситуации очень мало.

Что известно на данный момент?

Мы видим 19-летнего парня, который на камеру называет себя «богом» и хочет избавить мир от «биомусора». Более того, за 5 дней до стрельбы в гимназии этот юноша заводит открытый Telegram-канал, в котором рассказывает о своих планах.

Кадры из Телеграм-канала юноши и видео его задержания. Источник: Яндекс-картинки
Кадры из Телеграм-канала юноши и видео его задержания. Источник: Яндекс-картинки

Также известно, что в 2018 году, за 3 года до трагедии, юноша закончил гимназию. По некоторым данным, не по собственной воле: его якобы попросили «уйти» из учебного заведения. В дальнейшем парень поступил в колледж Университета управления ТИСБИ.

По новым данным Следственного комитета, юноша не состоял на психиатрическом или наркологическом учете, но обращался за медицинской помощью из-за сильных болей в голове. Представители Следственного комитета также говорят о том, что в одной из клиник парню ставили диагноз, который говорит о заболевании головного мозга.

А родственники и знакомые рассказывают о том, что за последние полгода парень сильно изменился: забросил учебу, перестал появляться в колледже, стал замкнутым, агрессивным и конфликтным, ссорился с родными. Этой весной юноша стал жить один – родители и 21-летний брат съехали из квартиры. Кроме того, из-за пропусков его отчислили из колледжа 26 апреля.

Мнение врача

По той информации, что сейчас доступна, можно предположить 3 причины преступления:

Дебют психического заболевания – у стрелка могут обнаружить шизофрению или другое психическое расстройство на фоне энцефалопатии (невоспалительного заболевания головного мозга).

Зависимость – парень мог начать употреблять наркотики (об этом говорит и резкая недавняя смена поведения).

Реактивный психоз – жажду убийства могли вызвать накопившиеся психологические травмы и стресс (исключение из гимназии и колледжа, семейные конфликты, трудности в общении со сверстниками).

Почему случается школьная стрельба? Факторы риска

Все подростки отличаются неустойчивой психикой. С 12-13 лет и позже у них меняется гормональный фон, начинается этап сепарации (отделения) от родителей, они пытаются социализироваться в обществе.

И в группе риска оказываются дети с видимыми психосоциальными проблемами:

Нездоровое воспитание

Подросток рос в дисфункциональной семье – родители были слишком строгими и жестокими, или, наоборот, холодными и безразличными. Применяли психологическое, физическое насилие и манипуляции, запрещали проявление негативных эмоций и не помогали ребенку научиться справляться с ними, приучали его подавлять злость, обиды и страх внутри себя. Семья могла быть неполной и с внутренними проблемами – пьющие отец или мать, развод, семейные скандалы и насилие в семье, потеря близких родственников, с которыми была крепкая эмоциональная связь.

Школьная травля

Над подростком издеваются сверстники и/или учителя – устраивают «бойкот» и игнорируют, придумыют обидные клички и злые розыгрыши, проявляют неоправданную критику, придирчивость и предвзятость.

Проблемы в социализации

Помимо прямой травли, могут быть и другие нарушения социализации. У ребенка почти или полностью нет друзей, проблемы в общении с противоположным полом, неразделенная любовь или тяжелый разрыв отношений, он не ведет активную общественную жизнь, не имеет увлечений (или они пресекаются родителями).

Большинство всех этих факторов можно проследить на примере «керченского стрелка»:

18-летний студент жил в неполной семье – отец ушел, когда ему было 10. У него был всего один друг – интернет-напарник по компьютерной игре. Мама состояла в религиозной секте и мало внимания уделяла воспитанию сына. А в колледже юноша подвергался травле со стороны директора – женщина часто немотивированно придиралась к подростку, усаживала его на «стул позора», унижала в глазах других учеников. В результате, уже во время стрельбы, парень целенаправленно шел к кабинету директора, убил ее заместителя и секретаря – а самой женщины чудом не оказалось на рабочем месте.
Керченский стрелок. Источник: Яндекс-картинки
Керченский стрелок. Источник: Яндекс-картинки

Реакция на трагедию – как пытаются предотвратить «колумбайны»?

Как и в случае керченской трагедии, стрельба в Казани снова подняла волну обсуждений.

Представители власти и простые граждане обвиняют в происшествии компьютерные игры, социальные сети, рок-группы с «жесткими» песнями, доступность оружия, незащищенность учебных заведений. «Крайними» также становятся врачи, которые контактировали со стрелками (особенно психиатры, которые давали разрешение на оружие), педагоги, школьные вахтеры.

Прямо сейчас все заняты ужесточением надзора над детьми: больше охраны, больше психологов, запрет на игровую и учебную стрельбу.

Но после случае в Керчи это все тоже происходило – безрезультатно. Рамки на входах в школы пищат, никто не досматривает каждый рюкзак. Психологи формально отрабатывают программные часы. А дети проносят в школы ножи и топоры, нападают на учеников и учителей с подручными средствами.

Потому что мы можем превратить школы в крепости и поставить по периметру пулеметы – но преступление совершают сами ученики, которые не вызывают подозрений. И мы в любом случае остаемся с базовой проблемой – работа с подрастающим поколением проваливается, многие дети предоставлены сами себе.

Никто не занимается их полноценной социализацией, не работает с проблемным воспитанием, не вовлекает в спорт и другую позитивную деятельность. Учителя просто дают школьную программу, родители занимаются выживанием и заработком денег. А тихие, неприметные, забитые дети становятся озлобленными, ищут кумиров − и находят фильмы и группы о «Колумбайне», видят возможность отомстить и прославиться, реализоваться хотя бы в чем-то.

Фан-клуб Колумбайна. Источник: Яндекс-картинки
Фан-клуб Колумбайна. Источник: Яндекс-картинки

Дети не должны быть прерогативой одной лишь семьи. Да, роль родительского воспитания огромна, но и школа должна оказывать не только образовательные услуги – именно в ней ребенок социализируется, проводит время на уроках или в общении со сверстниками. А государство не должно «включаться» в проблему подростков лишь в те моменты, когда происходит очередная трагедия, и только на уровне формальных проверок и показательных наказаний.

Как распознать будущего стрелка?

Список факторов, которые могут указать на подготовку подростка к школьному шутингу:

· Резкая и нетипичная для ребенка замкнутость, агрессивность, скрытность

· Переключение на депрессивную и агрессивную музыку

· Экстремальное и суицидальное поведение (прогулки по крышам, экстремальные виды спорта, самоповреждение и разговоры о смерти)

· Подписки на специфические паблики о «Колумбайне» и его создателях, суицидальные группы

· Изменение аватара (фотографии профиля соцсети) на фотографии участников школьных шутингов, или персонажей специфических фильмов и мультфильмов по этой теме

· Поиск в интернете и среди знакомых информации об изготовлении взрывчатых веществ, покупке оружия, способах обмана психиатра на комиссии, внезапное увлечение химией

· Проявление интереса к стрельбе, тренировки в тире

· Создание собственных страниц и каналов на тему школьного шутинга, намеки и разговоры о своих планах

Из практики доктора:

Ко мне часто приходят «проблемные» подростки. Они годами под носом у родителей употребляют алкоголь и наркотики, занимаются экстремальными видами деятельности и наносят себе повреждения, переживают от травли и желают отомстить обидчикам. Этими детьми никто не занимается, их проблемы игнорируют. А когда градус злости у ребенка достигнет предела, и он решится на преступление – он покончит с собой, его убьют в перестрелке или посадят в тюрьму. Проведут проверки, найдут виноватых. Но детей уже будет не вернуть, спокойнее не станет. А где «долбанет» в следующий раз – никто не знает.

Другие статьи по теме:

Опасности Интернета: группы смерти, растлители и вербовка. Как защитить ребенка? Рассказывает психиатр

Почему подростки стали чаще болеть психическими расстройствами? Рассказывает детский психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы