Здравствуйте!
Сегодня я еще раз хочу поговорить о компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %, предоставляемой инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов.
Точнее я хочу рассказать о петиции, суть которой состоит в том, чтобы внести несколько незначительных изменений в Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые позволят реализовать на практике положения названного закона и добиться действительно 50%-ной компенсации платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Я прошу Вас поддержать меня в этом сложном деле! Чем больше мы сможем набрать подписей в поддержку петиции, тем выше вероятность, что мы будем услышаны.
Ссылка на петицию на сайте Change.org: http://chng.it/6Hm8cKMhKj
Кроме этого, я создал инициативу на сайте РОИ, но инициатива будет доступна только после предварительной экспертизы, которая продлиться до 17 июля 2021 г.
Итак, все по порядку
В-первую очередь, состав компенсации зависит от того, к какому жилищному фонду относится жилое помещение, в котором проживает инвалид.
Так, если квартира относится к частному жилищному фонду (находится в частной собственности), то в состав услуг, подлежащих компенсации входят:
- плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- плата за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Определимся, что входит в состав платы за коммунальные услуги:
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Это следует из содержания ч.4 ст.154 ЖК РФ.
В свою очередь, если жилое помещение относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, то есть инвалид занимает их по договору социального найма или договору найма жилого помещения, то дополнительно компенсации подлежат:
- плата за наем и плата за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Первая проблема
Здесь мы видим первую проблему, а именно: в отношении инвалидов, проживающих в частном жилищном фонде, необоснованно исключены из состава компенсации расходы, связанные с содержанием жилого помещения, включая плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При этом обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения, предусмотренную ч. 1 ст. 153, ч. 2 ст. 154 ЖК РФ никто не отменял.
В такой ситуации инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, занимающие жилые помещения по договору социального найма или по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, находятся в более выгодном положении (да и это положение сложно назвать выгодным), чем инвалиды, проживающие в жилье, принадлежащим им на праве собственности.
Предлагаемые изменения
Я предлагаю абз. 2 ч. 13 ст. 17 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
«- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений независимо от вида жилищного фонда».
Поговорим о размере компенсации платы за потребленные коммунальные услуги
Еще одной острой проблемой в вопросе компенсации платы за жилое помещение и коммунальные услуги является ограничение размера компенсации за потребленные коммунальные услуги нормативами потребления таких коммунальных услуг.
Что же такое «нормативы потребления»?
«Норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации»
(п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг - отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Кто устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг?
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
Как рассчитываются нормативы потребления?
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием специальных формул.
Далее по тексту должны идти формулы, по которым осуществляются расчеты, но они нам с Вами ничего не дадут.
Единственное, на что хочу обратить Ваше внимание, так это на то, что при определении нормативов потребления учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома (различные для каждого типа коммунальной услуги). Нормативы устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях
Разобраться в этих нормативах потребления задача не из легких, поэтому почва для злоупотребления здесь весьма благодатная. К примеру, перечень различных нормативов потребления, утвержденный Постановлением Правительства УР от 27.05.2013 №222, состоит из 83 позиций!
Есть еще пара вопросов
А для чего вообще ограничивать размер потребленных коммунальных услуг нормативом потребления? Или в какой-то момент нормативы потребления стали учитывать, что в силу объективных обстоятельств потребление инвалидами коммунальных услуг в среднем будет выше, чем потребление коммунальных услуг у граждан, не имеющим инвалидности?
Возможный ответ
Думается, что основной задачей использования нормативов потребления в виде своеобразного «потолка» при исчислении размера компенсации является снижение финансовых расходов государства на поддержку инвалидов, что противоречит положениям Конституции РФ.
А что нам говорит Конституция РФ
Так, в силу ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
Предлагаемые изменения
Для того чтобы восстановить справедливость, предлагаю исключить из абз. 4 ч. 13 ст. 17 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» положения о нормативах потребления и изложить указанный абзац в следующей редакции:
«- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из фактического объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке».
В заключении
Я еще раз прошу Вас поддержать петицию на Change.org, а также поставить лайк и поделиться данной статьей со своими друзьями и знакомыми, чтобы как можно больше людей смогли высказать свою позицию.