Найти в Дзене
Павел Великанов

Обретение дара Духа Святаго до крещения. Но как?

Деяния святых апостолов., 18 зач., VIII, 5-17.

5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. 6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. 7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. 8 И была радость великая в том городе.

9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. 10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. 11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. 13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. 14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. 16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. 17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Комментарий

История из сегодняшнего чтения звучит для нашего слуха весьма странно: как можно быть крещёным – но при этом не получить Духа Святого? В нашем сознании действие Духа не является столь очевидным, как это было во времена апостолов: гораздо больше внимания мы уделяем внешней, формальной стороне совершения религиозных действий, чем собственно внутренней, содержательной.

В этом нет ничего удивительного – ведь когда учат ребенка языку, прежде всего внимание уделяется правильному написанию букв и произнесению звуков. А буквы потом слагаются слова, слова – в предложения, предложения – в текст. Но – согласитесь, было бы странным видеть, как ученик старшей школы всё также продолжает по прописям рисовать палочки и кружочки вместо того, чтобы изложить свои мысли в сочинении!

Более того: если юношу продолжать заставлять заниматься только этим – скорее всего, никакого интереса к чтению и сочинительству у него не проявится, он быстро перегорит, и в душе сформируется устойчивый комплекс отторжения и неприятия всего, что связано с набившими оскомину палочками и кружочками прописей!

В духовной жизни у каждого есть тоже свои «прописи», без которых мало кто сможет стать «духовно грамотным». Это, прежде всего, то богатейшее наследие Церковного Предания, которое пронизано бесценным опытом наших предшественников – святых – тех, кто смог найти максимальную гармонию между формой и содержанием, между словом и Духом, между действием и его отражением в душе.

Каждый раз, прикасаясь к этим поистине духовным нотам – мы не можем не ощутить Божественную мелодию, струящуюся между буквами, музыкальными знаками, линиями изображений – всего, что и составляет собой «ткань» богослужения. Всё это воспитывает в нас своего рода «духовный вкус» – которому, однако, надо ещё найти применение!

Вот мы и подошли к самому главному. В Древней Церкви крещение предварялось продолжительным процессом катехизации – научения основам христианской жизни. Заметим – здесь в первую очередь шла речь не об интеллектуальном образовании, развитии способности отличать одну ересь от другой и выстраивать стройную систему аргументации. Всё это – удел очень немногих, тех, кто получит в дальнейшем особое служение в Церкви – служение учителей, наставников. Но большинство же оглашаемых научались не теории, но именно практике христианского жительства.

-2

Отцы признавали оглашаемых уже христианами – но отличающимися от «верных» – уже крещёных: они сравнивали катехуменат с процессом вызревания плода в утробе матери, а собственно крещение – с рождением.

Отметим, что согласно апостольским постановлениям предписывался трехлетний катехуменат, а Эльвирский собор увеличивал его до пяти лет и более для тех, кто уже будучи оглашаемым, впадал в тяжкие грехи. Вот насколько тщательными были занятия «духовными прописями», перед тем, как полноценно родить христианина от воды и Духа в Таинстве Крещения!

Но почему это было так важно? Потому, что настоящая духовная жизнь ничем не отличается от творческой деятельности – где сначала надо отработать технику настолько, чтобы даже не задумываться над тем, при какой ноте какой палец должен нажимать на какую клавишу – и вот только тогда начнёт открываться простор для подлинного вдохновения!

И как же много мы теряем, когда выдаём не умеющему даже держать правильно ручку в пальцах новообращённому – целые богословские энциклопедии для реферирования! Как может человек, насквозь пропитанный привычками и обычаями мира сего вмиг проникнуться всем многообразием христианского веро- и нравоучения?

Поэтому если вы хотите, чтобы близкий вам человек действительно, а не только в своём воображении, получил дар Святого Духа – в первую очередь помогите ему научиться жить по-христиански ещё задолго до крещения – и тогда, без всяких сомнений, Духу точно найдётся место в душе хорошо подготовленного человека!