Если вы едете далеко, то вопрос не попадёте ли вы под дождь, вопрос когда вы под него попадёте. Дождь и холод это обычный штатный режим. И к ним нужно быть готовым. Как и к жаре. Она тоже иногда случается.
Текст и фото: Никита Небылицкий
"Я много путешествую на разных туристических эндуро"©. За месяц который я владею новым КТМ SA 1290, он у меня уже проехал шесть тысяч, а за два, которые у меня есть одновременно с ним новая Ducati Multistrada V4, она проехала еще пять. И это не считая пробега на моем КТМ 890 Эндуро Эр, пробега на моей Хонде CRF 300. Словом, с начала этого года тысяч под сорок-пятьдесят суммарно я на них, на всевозможных эндурах, точно уже наездил. Даже наверное больше.
Если вы едете далеко, то вопрос не попадёте ли вы под дождь, вопрос когда вы под него попадёте. Дождь и холод это обычный штатный режим. И к ним нужно быть готовым. Как и к жаре. Она тоже иногда случается.
Ни разу не претендую на истину в последней инстанции, но проезжая под сотню тысяч километров в год на мотоциклах уже многие годы как, я накопил некоторый опыт и хочу им поделится. Надеюсь кому-то он окажется полезен.
Опять же учитывая мою специфику эксплуатации мотоциклов, мой опыт не универсален, так что делайте на это пожалуйста поправку.
Сперва описательная часть. Я езжу очень быстро и потому не пользуюсь жесткими кофрами. Они очень плохо влияют на аэродинамику и отвратительно ведут себя в потоке воздуха на высокой скорости. Опять же по причине быстрой езды, для меня принципиален небольшой багажный объем. Чем меньше этого объема, тем ламинарнее поток и тем лучше мотоцикл ведёт себя в нём. Его меньше колбасит, он более прогнозируем и управляем. Все мои вещи я вмещаю в одну сумку на заднее сиденье, причём эта сумка категорически не должна быть шире моей задницы и не должна торчать по бокам. Этим условием ограничен для меня набор шмота который я с собой вожу. Кроме того, я люблю куда-нибудь приехав, погулять по городу и поглазеть, при этом я не хочу гулять в мотоботах. Так что кроме мотошмота я в ту же седельную сумку упихиваю джинсы и кроссовки. И всё это должно влезать не в ущерб универсальности мотошмота для разной погоды. Казалось бы задача не из лёгких и не из дешевых, на самом деле если не вестись на рекламу мотодилеров и не покупать нелепый дилерский мерч, напоминая самоходную бесплатную афишную тумбу передвижного цирка, а применить голову и опыт тех же альпинистов, то всё можно решить за разумные деньги и воообще не в ущерб функционалу. Сколько-то это конечно стоит, но уж точно дешевле одного нелепого комплекта БМВ Ралли или Клим Харденджер Ван Пис.
Хорошая штука Гор-текс. И она действительно работает. Но вот только есть нюансы. На самом деле гор-текс это модно, дорого, но неудобно. И вот почему. Под этим термином на самом деле скрывается масса разных вещей совершенно разного функционала. Сам по себе гор-текс это мембрана, которая пропускает воздух, но не пропускает внутрь воду и наружу тепло.
Подробнее: Зачем одежде нужен Гортекс
Это отличные качества, но для мотоодежды только одних их недостаточно. У неё кроме этого есть ещё функция защитить тело при падении. И главным образом при "скользячке", на что гор-текс неспособен. Способна Кордура. И в гор-тексной мотоодежде всегда есть бутерброд из Кордуры и Гор-текса. Типов таких бутербродов существует три. Первый и самый простой, это когда Кордура сверху, а Гор-текс в виде несъемной подкладки снизу. Такой вариант удобен в носке, нетяжёл, но имеет ряд недостатков. Главный из которых состоит в том, что Кордура в конечном итоге промокает. И вот когда Кордура у вас промокла, то вам становится холодно. Потому что Гор-текс тепло конечно держит, но недостаточно. Как известно из классической физики, испарение присходит за счет поглощения тепла. Мокрая Кордура начинает сохнуть, влага с неё испарятся, а энергия для этого, в виде тепла, забирается с вашего тела. И вы начинаете мёрзнуть. Кроме того- так-как прокладка из Гор-текса несъемная, такая куртка или штаны намокнув, сохнут потом очень долго. Потому что сохнут с одной стороны, со стороны Кордуры наружу. Есть второй вариант- когда мембрана из Гор-текса съемная. Это проще с точки зрения сушить, но хуже с точки зрения компактности, потому что на такой прокладке всегда есть молния, а всё на чём есть молния хуже складывать. Есть третий вариант, эти когда штаны или куртка, ламинированны бутербродом из слоя Гор-текса снаружи, слоя Кордуры внутри и ещё одного слоя Гор-текса после Кордуры. И это всё одна такая ткань. Трёхслойная. Тут ничего не промокает, всё дышит, держит любой дождь любое время. Но как и во всём, тут есть свои неприятные НО. Во первых такая ткань толстая и плотная. И такую куртку со штанами не упакуешь сняв. Во вторых. Хотя на такой одежде и есть молнии для вентиляции, их для теплой погоды недостаточно, градусов с двадцати шести на солнце ты начинаешь изнывать от жары. А снять и убрать её не выйдет, так как она габаритая, нормально не упаковывается и девать её некуда. В третьих такой комплект очень дорогой. Что Рукка, что Клим, что Ревит, стоят- штаны с курткой- порядка двух тысяч евро. У многих мотоцикл дешевле. А ведь к ним один чёрт нужен ещё комплект термухи, дождевик чтобы ездить там где очень грязно, эта одежда не сильно любит частые стирки, да и дополнительное утепление какое-то не повредит когда совсем где-то холодно. Словом она всё-равно всего не заменяет. И по сути не четырёх, а трёхсезонная. Да и то с некоторой натяжкой.
Как решаю это я? Как альпинисты. Слоями. Начнём с нижнего слоя. Снизу у меня термобельё. Всесезонное. То-есть то, которое не утепляет, не охлаждает, а то, которое отводит от тела влагу. Кстати, не все знают, но термобельё надо носить только на голое тело, ничего под него надевать нельзя, даже трусы. Такая термуха, например из Декатлона, не занимает места вообще, её в поездки я беру несколько пар, и не стоит она вообще ничего. На термуху я надеваю защиту на сетке, причем не кроссовую из пластмассы, а туринговую, где элементы безопасности мягкие. Потом штаны и куртку с электрообогревом Вентури Хит. Потом штаны и майку из мериноса, сверху сетчатую летнюю мотокуртку и сверху дождевик. Так-как сетчатых штанов из Кордуры не бывает, то мотоштаны у меня Халверсон, довольно легкие, без подкладки, а на них сверху штаны от дождевика. Такой комплект держит любые осадки неограниченно долгое время и одинаково комфортен в диапазоне температур от минус двадцати до плюс пятнадцати. Если холоднее, то сверху, на мериноса, я поддеваю пуховик из того же Декатлона за двадцать евро с температурой комфорта минус пять. Но минус пять он сам по себе, а в качестве среднего слоя в вышеописанном комплекте, он расширяет диапазон вниз до минус сорока. Что нужно только для чего-то совершенно экстремального. Я однажды только с таким сталкивался, в Южной Америке высоко в горах. Но пуховик складывается в свой же левый карман, места не занимает, так что это тот самый случай, когда буквально запас кармана не тянет.
При выборе дождевика важно учитывать несколько обстоятельств. Дождевик комбезом это плохо. Некуда деваться естественным испарениям от тела. Лучше когда он куртка и штаны. Но куртка обязательно должна быть с поясом и ещё дополнительно обязательно затягиваться шнуром снизу, тогда под куртку в зону разряжения не будет залетать вода. А ещё он должен быть двухслойным, тогда вы не будете контачить с конденсатом.
Любой из этих слоёв, кроме защиты, компактен и легко складывается, совсем не занимая места. Когда вам станет жарко вы его снимете и уберёте в сумку. И места он в ней в сложенном виде не займёт. При изменении условий- достанете и наденете назад. Когда совсем уж жарко я все кроме защиты снимаю, убираю в сумку, а надеваю тонкие светлые джинсы и кроссовую синтетическую майку на защиту сверху. В таком формате нормально до +38-и. Если жарче, под кроссовую майку я надеваю охлаждающий жилет и тогда на ходу даже в +50 терпимо.
Можно ли не надевать защиту? Ну можно, тем более, что она плохо упаковывается и её приходится носить всегда, но в дальняке бывает разное, иногда и гололёд случается, и от усталости можно на небольшой скорости припасть. А нафига оно нужно, лишнего повредиться? Так что лучше уж в защите. Тем более, мягкая защита на сетке не сильно то и мешает, когда к ней привык. Та же история с наколенниками. Понятно, что надевать карбоновые брейсы или просто здоровенную пластмассу в дальняк будет только идиот, на третий-четвёртый день они натрут вам всё так, что вы вскроетесь. Но легкие наколенники из пенки на сетке не мешают и колени при несильных ударах защитят. Ну и пусть уж тогда будут.
Обувь. Лично для меня нет альтернативы туринговой гор-тексной Дайтоне. В ней конечно в +35 уже жарко и она вообще не упаковывается, так что приходится ехать в ней и терпеть, зато в остальное время Дайтона с электрообогреваемой стелькой это просто маст хев.
До 30% тепла человек теряет через шею. Поэтому нужен баф. Ну или иначе говоря шарф, только в форме трубы. У меня теплый толстый гор-тексный непромокаемый баф с флисом и виндстопером. Он упаковывается так себе, но он сам по себе небольшой, так что и хрен с ним. Ну и кроме него я ещё беру тонкий баф. Потому что мне как-то по голому горлу прилетел шмель, что больно. Лучше пусть прилетает в баф. Ещё я вожу с собой теплый подшлемник. Он тоже места вообще не занимает, а в Южной Америке высоко в горах в мороз очень пригодился.
Шлем. От условий. Всё что ниже минус десяти-точно только снегоходный шлем с обогреваемым стеклом. В мороз ни пин-лок, ни отсекатель дыхания не спасают и стекло обмерзает изнутри. Всё что выше минус десяти-любой. Я предпочитаю легкие модуляры, а это АГВ Спортмодуляр. Но тут на любителя. Специально для почитателей Тойоты Камри- она есть и среди шлемов- называется Шой Неотек. Но точно с пин-локом. Даже если тепло. Без него потеет и в дождь, да и просто в горах в облаке или вечером, когда влажно. А ещё визор должен быть незацарапанным и гладким. И прозрачным. Темный визор на дальняк это лишний гимор. Ну или фотохромным. Хотя они и дорогие, и недолговечные и не так чтобы очень прозрачные. По мне, так лучше прозрачный визор и шлем с опускаемой темной шторкой.
Перчатки. Обогреваемые перчатки маст хев в мороз. Но они толстые. Для обычной жизни я использую неопреновые перчатки под названием 100%, под которые, когда дождь и холодно, поддеваю тонкие для бильярда, а сверху латексные дождевые Held. Они опять же не занимают места и вожу я весь этот комплект с собой всегда. А вот обогреваемые только зимой. Потому что здоровые и плохо упаковываются.
Кожа. По мне, так кожа по сегодняшним меркам штука уже устаревшая. Она хуже современных синтетических материалов всем. Хотя определенная пафосность в коже есть и если нравится то ок. Просто смиритесь, что в ней будет не так комфортно, как в Кордуре с Гор-тексом, современных силиконках и в правильно подобранных слоях.
Таким образом в одну обычную сумку на заднее сиденье у меня влезает мотошмот на все случаи жизни и плюс к нему гражданский шмот для вечерних прогулок там, куда я приехал. Полный комплект. Приём мотошмот в котором невозможно замерзнуть или промокнуть при любой погоде и невозможно перегреться при любой жаре, с суммарной стоимостью всего этого шмота в одну дорогую мотокуртку Рукка, даже несколько меньше.
Не утверждаю что это единственный вариант или что он всем подойдёт. Просто мой опыт показывает, что так лучше всего. И удобнее всего.