35-ая годовщина одной из крупнейших техногенных катастроф в истории человечества – взрыва на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. В Международный день памяти о чернобыльской катастрофе мы хотим вспомнить не только жертв и героев-ликвидаторов, но и строителей, принимавших участие в возведении саркофага над разрушенным 4м реактором ЧАЭС.
Саркофаг, он же проект «Укрытие» – сложнейшее с инженерной точки зрения сооружение. Его возведение происходило в самых экстремальных условиях. Получившийся бруталистический собор из бетона и стали – это наглядное воплощение человеческого гения, отваги и решимости.
Строить саркофаг предстояло в небывало сжатые сроки, назначенные Политбюро: 5 июня Горбачев дал время до сентября – меньше 4 месяцев. И в ужасных условиях: уровни радиации повсеместно зашкаливали.
Строительство саркофага
Техническое задание предполагало следующее: необходимо было полностью изолировать остатки ядерного топлива и зараженных фрагментов разрушенного реактора, но при этом обеспечить вентиляцию, ведь содержимое реактора должно было равномерно остывать во избежание возникновения новой цепной реакции. Кроме того, невозможно было с уверенностью сказать, что разрушенный 4й энергоблок, который должен служить основанием будущего саркофага, выдержит дополнительную нагрузку.
Строить саркофаг было решено из готовых секций, которые можно собрать кранами и роботами. К месту строительства по железной дороге были доставлены 3 тяжелых крана Demag, а также две тяжелые машины на гусеничном ходу. Эта строительная техника, купленная в Германии, обладала грузоподъемностью в 20 раз больше обычного строительного крана. С их помощью возводили огромные стальные формы, залитые бетоном, окружая радиоактивные обломки северной стены реактора. Так была заложена Каскадная стена, поднимавшаяся рядами террас – четыре ступени, каждая 50 метров длиной и 12 метров высотой.
Самой сложной задачей оказалось возведение крыши. Уровни радиации над центральным залом и активной зоной реактора были запредельными, поэтому соединение стальных фрагментов крыши людьми – сварщиками или клепальщиками – было невозможным. Тогда решили собирать стальные конструкции на земле. Самые большие и необычные с точки зрения формы части получили прозвища, например, «юбка», «шапка», «самолет» или «мамонт». Мамонтом назвали массивную балку длиной 70 м и весом без малого 180 т! Все элементы каркаса должны были удерживаться лишь за счет своей тяжести, эдакий карточный домик из стали.
Акт официальной приемки саркофага – новой вершины советской гигантомании – был подписан всего через 7 месяцев и 4 дня после взрыва реактора, 30 ноября 1986 года.
Саркофаг в цифрах
На проект «Укрытие» ушло 440.000 кубометров бетона, 600.000 кубометров гравия, 7.700 тонн металла. Каждый день его строительства обходился бюджету в более чем 1 миллион рублей.