Чтобы ответить на ключевые вопросы экономики - что, для кого, когда, сколько и как производить, фирма должны очень хорошо изучиться рынок.
Маркетинг - анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства.
Маркетинг изучает обе стороны рыночного обмена- спрос и предложение, однако основные цели маркетологов (сотрудников фирмы, занимающихся маркетингом) направлены на изучение спроса.
Процесс маркетинга состоит из четырех основных этапов:
- Анализ рынка - оценка путем сбора и анализа информации общего размера потенциального спроса на товары и услуги фирмы, часть бизнес-плана. Сначала по данным статистики за прошлый год можно определить общий объём продаж товара, производством которого фирма хочет заняться за прошлый год (например, рынок мобильных телефонов в определённой стране составил 100 млн ден. ед). Затем спрогнозировать потенциальную динамику его развития- рост или сокращение. Скажем, в следующем году в связи с ростом мобильной телефонизации потенциальный спрос может составить 110 млн ден. ед. Однако на этом рынке уже действует несколько компаний, которые обеспечивают текущий спрос. Если фирма хочет выйти на рынок, её первоначальная задача - занять некоторую нишу нового 10-процентного спроса, за которую будут бороться уже существующие конкуренты.
- Таргетирование (нацеливание) рынка - отбор сегмента рынка с потребителями, которые объединены по какому-то признаку: по полу, возрасту, уровню образования, размерам дохода, религии, климату, месту жительства и т. д. Соответственно возможны: массовый маркетинг - товар предназначается для всех покупателей всех типов (например, бутылочная питьевая вода); товарно-дифференцированный маркетинг - предложение не менее двух вариантов товара для создания впечатления разнообразия и отличия от конкурентов (например, мужской и женский дезодоранты); целевой маркетинг производство товаров для определённой группы потенциальных потребителей (например, кроссовки для скейтбординга).
- Разработка стратегии маркетинга -организационная работа фирмы по созданию системы сбыта определённого типа. После принятия решения о форме таргетирования рынка фирма должна определить, какой тип её товара подходит для избранного рынка лучше всего, по какой цене предложить этот товар, как его распространять и как продвигать на рынок.
- Осуществление маркетинга - претворение стратегии в жизнь. Оно требует создания постоянно действующей системы сбора и анализа рыночной информации, проведения исследований рынка, рекламы.
Реклама - часть маркетинга, целенаправленное воздействие на сознание потенциального потребителя с помощью средств информации для продвижения товаров и услуг на рынке сбыта.
Для рекламы используются разные формы: объявления в печати, по радио и телевидению; рекламные фильмы; плакаты; буклеты и проспекты; каталоги; пресс-релизы; организация выставок-ярмарок, конкурсов, рекламных продаж; реклама в Интернете. Рекламные кампании в Интернете имеют свои особенности. Для рекламы в Интернете рекламодатель должен сначала создать свой сайт, где описана и показана его продукция. Реклама в конечном счёте должна привести потенциального клиента на этот сайт, через который и может совер- шиться сделка купли-продажи.
Основные формы рекламы в Интернете следующие:
- Баннерная реклама - рекламодатель может размещать на популярных сайтах или в сети баннеры (реклама в виде анимированного и статичного графического изображения), которые будут вести клиента на рекламируемый сайт;
- Всплывающая реклама - графическая реклама, демонстрируемая поверх основного содержимого страницы сайта в отдельных окнах фиксированного размера, открывающихся над просматриваемой страницей (PopUp) или под ней (PopUnder);
- Текстовая реклама - текстовые объявления, которые содержат список ключевых слов, относящихся к рекламируемому товару. В ходе рекламной кампании объявление показывается на сайтах, содержащих те же ключевые слова. Таким образом решается задача охвата целевой аудитории;
- Электронные рассылки - тематическая рассылка рекламы, на которую подписались пользователи Интернета, например, добровольно включив себя в число получателей рекламной продукции определённой компании.