Найти в Дзене
Буквы и Картинки

Легенды об "Иртыше"

Почти сто лет назад по нашей стране прошли голод и война. Война не менее страшная, чем первая мировая - гражданская! И множество её эпизодов до сих пор как трактуются по разному, так и обросли различными легендами. Одно из таких событий - восстание на пароходе Иртыш "Под красной рубахой" Помимо гражданского экипажа, военная команда на «Иртыше» состояла из двух офицеров, 20 колчаковских солдат и 10 мобилизованных речников. Каким-то образом среди них оказался большевик Водопьянов. И во время секретного рейса в верховья Тавды у него созрел дерзкий план - перебить колчаковцев, захватить судно и присоединиться к наступавшим на Тобольск частям Красной армии. Его замысел поддержали капитан парохода со старпомом, механик, масленщик и кочегар. В ночь на 23 августа 1919 года заговорщики обезоружили часовых, а колчаковских офицеров и солдат заперли в трюме. Подняв на судовой мачте рубаху красного цвета, восставшие направили пароход к берегу занятому красноармейцами. «И те встретили «Иртыш» крикам
Оглавление

Почти сто лет назад по нашей стране прошли голод и война. Война не менее страшная, чем первая мировая - гражданская! И множество её эпизодов до сих пор как трактуются по разному, так и обросли различными легендами. Одно из таких событий - восстание на пароходе Иртыш

"Под красной рубахой"

Помимо гражданского экипажа, военная команда на «Иртыше» состояла из двух офицеров, 20 колчаковских солдат и 10 мобилизованных речников.

Каким-то образом среди них оказался большевик Водопьянов. И во время секретного рейса в верховья Тавды у него созрел дерзкий план - перебить колчаковцев, захватить судно и присоединиться к наступавшим на Тобольск частям Красной армии. Его замысел поддержали капитан парохода со старпомом, механик, масленщик и кочегар.

В ночь на 23 августа 1919 года заговорщики обезоружили часовых, а колчаковских офицеров и солдат заперли в трюме. Подняв на судовой мачте рубаху красного цвета, восставшие направили пароход к берегу занятому красноармейцами. «И те встретили «Иртыш» криками «Ура!». Через два дня на реке Тавде у деревни Плехановой пароход «под красным флагом» вступил в бой с колчаковской флотилией. «Метким огнем команда «Иртыша» повредила флагман противника – пароход «Александр Невский», а другие суда обратила в бегство». В этом бою погиб Водопьянов.

Эту историю изложил со слов масленщика Виноградова уральский писатель-сказочник Павел Бажов в изданной в 1932 году книге «Восстание на пароходе «Иртыш». А самого Виноградова в 1937-м репрессировали и узнать эту версию доподлинно стало невозможно

«Красный шпион»

Ранее недоступные по идеологическим и режимным требованиям документы свидетельствуют: художественно героизированные писателем Бажовым августовские события столетней давности на реке Тавде развивались по другому сценарию.

Сиббюро РКП(б) и Особый отдел ВЧК внедрили в команду «Иртыша» под видом моряка Водопьянова - 19-летнего выпускника Рыбинского речного училища Константина Вронского.

Первоначально планировалось, что Вронский выведет из строя машину или подорвет боезапас. Так почему же не было взрыва на «Иртыше»? Потому что красный диверсант в Тобольске влюбился в Нину Савиных, дочь лоцмана «Иртыша», и не захотел рисковать жизнью своего возможного тестя.

Естественно, что убедить сурового лоцмана и склонить к измене было не просто. Но чекист Вронский смог: Савиных помог ему угнать «Иртыш» к расположению красных войск, а его дочь стала женой героя.

Вот так — не ночное нападение не часовых, не арест офицеров и захват парохода. Всё это придумано и описано позднее по заказу Уральского областного комитета ВКП(б). Действовали проще, хоть и тоже с риском для жизни. Механик спустился на лодке по течению и предупредил красноармейцев о появлении парохода. Когда предупрежденные о заговоре красноармейцы перебрались в предрассветном тумане на борт судна, Вронский-Водопьянов, не раскрывая перед речниками своего настоящего имени, взял на себя командование пароходом.

Через две недели в речном сражении между красной и белой флотилиями «Иртыш», переименованный в «Спартак» — затонул, а чекист Вронский продолжил свою шпионскую деятельность в Сибири.

Таким Иртыш изобразил Викентий Трофимов. Бумага, гуашь. 1926 год.
Таким Иртыш изобразил Викентий Трофимов. Бумага, гуашь. 1926 год.