Если вы думаете, что эта статья о том, как ремонтировать квадроцикл – то вы ошиблись. Ремонт квадроциклов – удел мотосервисов. Наш канал называется Путешествия за впечатлениями и нас в большей степени интересует вопрос как сберечь подвеску и не попасть на ремонт квадроцикла после очередного похода или экспедиции. Вопрос достаточно болезненный особенно для тех, кто недавно сел на квадроцикл и не понимает, как за 300 км можно убить всю подвеску и стереть колодки. На самом деле очень просто. Итак, наша трактовка этого злободневного вопроса.
Большая часть квадроциклов, которые колесят по просторам российского бездорожья имеют независимую подвеску, которая включает в себя большое количество элементов, выполняющих самые различные функции. Колеса крепятся к рычагам через ступицы, ступицы на рычагах, рычаги в свою очередь крепятся к раме через втулки или сайлентблоки, амортизаторы гасят колебания итд. Понятно, что все эти элементы подвержены износу, однако зная причины выхода из строя тех или иных элементов, можно вовремя сделать несколько правильных телодвижений, чтобы предотвратить поломку.
Я считаю, что основная масса неисправностей, которые возникают при интенсивной езде, это неисправные амортизаторы.
Судите сами:
Амортизатор гасит колебания, когда вы наезжаете на лежащие бревно, пень, бугорок или проваливаетесь в ямку. Не обязательно на скорости. Даже при умеренной езде по сложному рельефу или захламленному лесу амортизатор работает в весьма жестких условиях. Если он отрабатывает все эти неровности на 5 баллов, то беспокоится не о чем. А вот если амортизатор неисправен, а вы продолжаете его сильно нагружать, то, не справляясь со своей задачей он начинает перекладывать удары о препятствия элементам подвески, которые начинают работать в экстремальном режиме и в конечном счете выходят из строя. Справедливо возникает вопрос. А почему он не справляется с поставленными задачами? И вот тут стоит разобраться в работе амортизатора, чтобы понять причины выхода из строя ступичных подшипников, рулевых тяг, шаровых опор и других элементов подвески.
Рассказывать из чего состоит амортизатор и как он работает я не буду, есть много видео, можно посмотреть в интернете. А вот о причинах износа поговорить стоит.
Первое, что серьезно ухудшает работу подвески – это старое масло. К маслам, которые используются в цилиндрах амортизатора предъявляются особые требования. Они должны сохранять определенную вязкость в широком диапазоне температур. Для этого производители применяют различные полимеры, которые не дают маслу разжижаться по мере нагрева. А нагреваются амортизаторы не слабо. Особенно при активной езде. Ради интереса остановитесь после прохвата и потрогайте амортизатор. Поймете, как ему приходится тяжело работать. Так вот когда масло старое, то эти самые полимеры загустить масло уже не могут. И поэтому, когда аморт выходит на рабочую температуру, то масло становится жидким, а значит подвеска квадроцикла по меньшей мере будет не собранной или хуже того расхлябанной. Возникает вопрос – сроки при которых масло считается старым. Из нашей практики при активной езде его хватает на сезон. Для сравнения туристические мотоциклы меняют его не реже одного раза в сезон. Эндурики и спортсмены через 40-50 часов. Ну а мы где-то с ними рядом.
- Вторым элементом, который оказывает серьезное влияние на работу подвески – это пружины. Если квадроцикл новый, то беспокоиться о пружинах, казалось бы, нет повода, но… Производитель штатно ставит амортизаторы, не предназначенные для активной или экстремальной езды. К тому же он не знает вес драйвера и рассчитывает пружины на среднестатистический вес владельца. Так вот многие квадроциклы, включая BRP и Yamaha Grizzly, которые в основном мелькают на нашем канале, имеют эти самые проблемы. Скажем, у квадроциклов Yamaha Grizzly 14-15 модельных годов передние пружины просаживались при пробеге чуть больше 1000 км. Такая же болезнь была на задних амортизаторах BRP. Смотришь на свежий квадр, а задние шрусы работают даже не параллельно, в выгнуты в верх. На практике подвеска с уставшими пружинами плохо реагирует на мелкие неровности и периодически ее пробивает.
Третья составная часть амортизатора – клапаны. Они тоже нуждаются в обслуживании, поскольку продукты износа, собираясь между пластинами клапана и препятствуют нормальному перетеканию жидкости из одной полости в другую, соответственно нарушают работу амортизатора.
- Четвертый элемент влияющий на работу подвески – ШС или сайлентблок. Этим конструктивным элементам посвящена отдельная тема на нашем канале, кому интересно ссылочки будут внизу. Скажу только то, что убитые сайлентблоки или ШС при определенном износе начинают «играть» относительно друг друга и относительно других элементов подвески. И это в свою очередь влияет на устойчивость и управляемость квадроцикла.
Пятый фактор, который влияет на работу амортизатора – это установка и настройка. Этому вопросу на нашем канале так же, как и ШС посвящено несколько статей и видео ( статья про настройку амортизаторов, статья про регулируемые амортизаторы). Ссылки так же будут внизу. Напомню, что амортизаторы надо настраивать под вес квадроцикла с драйвером. Это Важно и влияет не только на живучесть подвески, но и на комфорт и управляемость квадроцикла
А теперь давайте представим, что амортизатор работает не корректно. Как будет реагировать подвеска на такую работу. Если вовремя езду вы наезжаете на препятствия и амортизатор пробивает, то втулки рычагов, сайлентблоки, шаровые и ступичные подшипники будут принимать на себя ту энергию или удары, с которыми не справился амортизатор. Те же самые удары будут передаваться на подвеску, в случае если аморт плохо работает на отбой, и вы встретили на дороге какую-то ямку или канаву. Результат понятен. Отсюда возникает частый ремонт подвески и что еще хуже дискомфорт при езде. Все эти препятствия передаются вашему телу, и вы на ногах начинаете компенсировать неправильную работу подвески. Получается, что неисправный амортизатор реально сокращает срок службы элементов подвески и не обеспечивает должного комфорта.
Вопрос
Что делать, что бы этого избежать. А ничего вы не сделаете. Потому, что нет у нас в арсенале инструментов для регулировки характеристик амортизаторов и соответственно настройки подвески. Оговорюсь, некоторые квадроциклы имеют регулируемые амортизаторы, но большинство имеют самые обычные и поэтому проблемы рано или поздно у них возникают.
Однако если обратить внимание на регулируемые амортизаторы, которых на рынке, на самом деле не так много, то решение этой проблемы возможно. Цены правда кусаются, но на мой взгляд игра стоит свеч.
Коротко о том, что предлагает рынок
- Производители китайских квадроциклов CF MOTO предлагают Амортизаторы Елка по цене 1160 $.
- Чуть дороже можно купить Елку на Yamaha, BRP,Polaris интернет-магазинах. Примерно 1200$.
- Еще один аналог, чистокровный китаец Maxpower подешевле 870$
- Отечественный производитель Спектрум предлагает комплект по 1000$, при этом можно выбрать пружины. Мягкие, средние и жесткие. Считаю это большим плюсом особенно для тяжелых или легких райдеров.
Отвечая на вопрос помогут ли амортизаторы увеличить межремонтный срок подвески, могу сказать с уверенностью – да, помогут. Я считаю, что при тюнинге квадроциклов – это удачное вложение денег.
- Во-первых, вы получите отличную острую управляемость.
- Во-вторых, вы обеспечите себе комфорт при скоростных прохватах и реально сбережете позвоночник.
- В-третьих, вы значительно продлите жизнь элементам подвески.
Однако, как я люблю повторять, " жизнь даром ничего не дает". Мало того, что аморты стоят денег, так их еще и надо обслуживать. И здесь можно вспомнить, то, с чего мы начинали разговор. Замена масла в амортизаторах. Масло надо менять раз в сезон. На штатных амортизаторах этого сделать невозможно, и это их самый большой минус. Хочу так же заострить ваше внимание на том, что когда амортизатор выходит из строя постепенно, вы начинаете привыкать к такого рода езде и не сразу замечаете уставший амортизатор. И только, когда вы увидите подтеки масла или гнутый шток у вас возникает вопрос о замене. На просторах интернета, особенно на древних форумах, которые любят изучать новички, герои хвастаются тем, что проехали на своих амортах без ремонта 15 000 км! Мало того, что это проверить нельзя, так еще возникает вопрос. Зачем такое хвастовство? То есть человек не знает устройство амортизатора и считает, что масло может выдержать 15 000 км не меняя своих свойств!!! Как при этом управлялся его квадроцикл знает только он и об этом Этот "герой" никогда не расскажет.
Так же обслуживать надо клапаны, сальники и манжеты . Производители практически все как один рекомендуют обслуживать амортизаторы раз в сезон и на мой взгляд этого достаточно. Имеется в виду туристический формат. Спортивных тем мы на нашем канале не касаемся.
Подводя итоги и отвечая на вопрос стоить ли покупать и ставить регулируемые амортизаторы на квадроцикл, и поможет ли это продлить жизнь подвески, отвечаю однозначно - стоит. Даже если обслуживание амортизаторов стоит каких-то денег это все равно дешевле покупки новых штатных амортизаторов. А уж про комфорт, управляемость и говорить не приходится. Так, что когда вы будете готовить свой квадроцикл для путешествий, обратите внимание на этот элемент тюнинга. Он будет очень важен для любого путешественника. Ссылки на полезные стати и видео о подготовке квадроцикла к путешествиям как всегда внизу.