Сюда едут, как правило, по необходимости или в поисках экзотики с привкусом экстрима. Большая песчаная пустыня, простирающаяся вокруг, ставит любое, даже самое беззаботное, пребывание в этих местах на грань возможностей. Поэтому, увиденное среди дюн здание школы можно легко списать на мираж. Вот только далеко слышные детские голоса делают картину максимально правдоподобной.
Географические особенности штата Раджастан на северо-западе Индии, если и могут предложить что-то лучше пустыни, то в округе Джайсалмер всё гораздо однозначнее. Песок на 850 километров в одну сторону и 480 - в другую. А инфраструктура, особенно в отдалённых районах, всё равно нужна.
Деревне Каной можно сказать повезло, её выбрали для создания образовательного центра, в котором местные девочки в возрасте от 6 до 15 лет могли бы не только учиться, но и получать ремесленную профессию.
Удивительно, что идея принадлежит американскому художнику Майклу Даубе. Говорят, он какое-то время сотрудничал с матерью Терезой в рамках её благотворительных программ на территории Индии. Якобы, именно тогда он и увидел богатые возможности для сотрудничества различных регионов страны с крупными брендами индустрии моды.
Но сначала Даубе основал некоммерческую организацию CITTA. Она должна была стать своеобразным связующим звеном между бизнес интересами и гуманитарными задачами.
Например, в случае Джайсалмера речь идёт, с одной стороны, о сотрудничестве с известным модельером Донной Каран, которая заинтересована в получении для своих коллекций ярких местных орнаментов, а с другой - о предоставлении более широких возможностей местным девочкам. Эта часть Индии отличается самым низким уровнем образования среди женщин.
Проект школы по определению не мог быть тривиальным. Но и модные стилевые решения, по мнению автора, американского архитектора Дайаны Келлог, не всегда подходили. Она старалась чаще использовать местные традиции. Это особенно видно в системе сбора воды, которой оборудовано здание.
Внутри него никаких кондиционеров, зато в проекте учтена роза ветров и траектория движения солнца, что позволяет эффективно задействовать для вентиляции естественные воздушные потоки.
Здание спланировано по типу старинной крепости, из-за чего есть внутренний и внешний периметр стен, а так же внутренний двор, куда воспитанницы учебного заведения могут выходить на прогулку. Нашли применение и площадке на крыше. Здесь есть место для обзора местности и для солнечных панелей, которые обеспечивают электроэнергией всё здание.
Школа органично вписалась в плавные линии дюн и не только благодаря форме. Строительным материалом стал местный песчаник, нарезанный вручную. Даже теми, кто трудился на стройке, были по большоей части профессионалы подрядной организации, а отцы будущих учениц школы, местные ремесленники.
Кстати, у проекта есть и еще одна сторона. Учениц школы обеспечили униформу и это не привычные сари. Платья были разработаны известным индийским модельером Сабьясачи Мукерджи, почти Версаче, который активно использует элементы народного творчества при оформлении тканей.
Возникает резонный вопрос: почему же в пустыне, а не в деревне или поблизости? Похоже, это тоже стало частью архитектурного замысла. Во всяком случае, среди таких же невысоких домов в жилых кварталах проект легко мог бы затеряться.
А для эстетического воспитания будущих тружениц индустрии моды важна каждая мелочь, в том числе и их восприятие школьного пространства. Да и не проблема это, когда спонсоры обеспечивают регулярное сообщение между деревней и школой с помощью специального автобуса.
Единственная трудность при реализации проекта возникла только на стадии открытия, помешал коронавирусный локдаун. Поэтому вместо зимы, как планировалось, классы примут 400 учащихся только в июле этого года, в самую жару. А чуть позже появятся мастерские и выставочный зал. Так что все сделанные на сегодняшний день фото лишь умелая инсценировка, хотя и с настоящими ученицами в роли моделей.