В ущелье реки Гнишик расположен один из самых красивых и необычных монастырей Армении. Возможно, он не казался бы таким необыкновенным, если бы не красные скалы, его окружающие, и розовые церкви, в нем спрятанные.
Сейчас трудно найти человека - даже не бывавшего в Армении, который бы не слышал название и не видел фотографии чуда под названием Нораванк.
Моя первая встреча с ним произошла в холодный апрельский полдень. Никогда не забуду те минуты, когда мы въехали в туманное ущелье. В машине играла мелодия «Одинокий пастух», и под неё мы приближались к долгожданному Нораванку. Ущелье раздвигалось перед нами, то тут, то там вырастали причудливые скалы, присыпанные апрельским снежком...
Армянский художник, мастер по камню и архитектор Момик родился, как предполагают, в 1260 году в деревне Улгюр, в семье Григора и Авты. Его имя означает «свечка».
Момик закончил Гладзорский университет. Там были собраны лучшие умы Армении. Перечислю известных выпускников Гладзора: Степанос Орбелян - историк, именно благодаря ему мы знаем о жизни Сюникского царства и историю монастыря Ваанаванк; Ованес Воротнеци, основавший Татевский университет; Ованес Ерзнкаци Цорцореци - философ, грамматик, поэт, переводчик; Торос Таронаци - талантливый миниатюрист и т.д. Из стен Гладзорского университета вышли многочисленные философы, поэты, скульпторы, художники.
Известно, что находясь в Гладзоре, уроки творчества и богословия Момик брал у монаха Овасапа, давшего обет безбрачия. Больше всего Момик любил писать и рисовать миниатюры, но при этом хорошо владел греческим языком и религиозными знаниями. Соответственно, умение рисовать прошло через религиозную тему, которой он себя посвятил.
Впервые имя Момика упоминается в сборнике молитв 1283 года, куда вошли даже несколько нарисованных Момиком миниатюр. Манускрипт был писан для ректора Гладзорского университета.
...В 1285 году Степаноса Орбеляна выбирают духовным пастырем Сюника. Для рукоположения в сан он едет в Армянское царство Киликия, включив в свою свиту и Момика. Там они предстали пред царем Левоном III. Через год новоизбранный Католикос всех армян Костандин II Катукеци посвящает Степаноса в епископы и вручает посох митрополита. По возвращении в родные места Момик получает место придворного миниатюриста, зодчего и скульптора при дворе Орбелянов.
В 1292 году Момик создает рукопись Евангелия (Евангелия 1292 и 1302 годов хранятся в Матенадаране) в монастыре Нораванк, название которого можно перевести, как «Новый монастырь». Вероятно, потому, что был построен на руинах старой церкви.
Как архитектор, Момик тоже прославился - ведь это именно он спроектировал церковь Сурб Аствацацин в Арени. Предполагают, что церковь Степаноса Орбеляна Сурб Григор Лусаворич в Татеве спроектировал тоже он. Момик был известен и как скульптор. Он выполнил тонкой резьбы хачкары, которые сегодня выставлены в Эчмиадзине и музее Ехегнадзора.
...Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваанаванке. Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. Во времена их правления монастырь стал крупным религиозным центром, в XIII -ХIV веках - резиденцией епископов Сюника, а по сему - крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями, в том числе и со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор. В этом монастыре свою активную деятельность развил также представитель княжеского рода Орбелянов из Сюника - историкоограф Степанос Орбелян. Он дописал свой известный труд «История провинции Сисакан » именно здесь. В конце XIII - начале XIV веков в Нораванке трудились архитектор Сиранес и тот самый Момик - выдающийся скульптор и миниатюрист.
...Однажды мастер Момик влюбился в красавицу-дочь одного из сюникских князей. Девушка тоже полюбила Момика. Встревоженный князь вызвал к себе мастера и объявил: «Отдам тебе дочку в жёны, только если ты один, без чужой помощи, за три года построишь для меня красивый монастырь». Момик принял условие и приступил к работе. Прошло неполных три года, и Момик возвёл невиданной красоты монастырь. Работы осталось самая малость. Узнав про это, князь подослал своего слугу к Момику. Исполняя княжеский приказ, тот прокрался на купол нового монастыря и столкнул мастера с большой высоты. Последний обтёсанный Момиком камень стал его надгробием...
В память о Момике в Нораванке установлен маленький хачкар с надписью «Да упомянет Христос душу Момика и смилостивится над ним».
Но, судя по датам, это действительно была легенда. Потому как, когда Момик заканчивал Нораванк (в 1339 году), ему было уже 70 лет. Вряд ли он был таким «безбашенный», чтобы в почтенном возрасте потерять голову от любви. Хотя...как знать...чего только в этой жизни не бывает).
Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери).
Древнейшей постройкой монастыря считается дошедшая до нас в руинах церковь Сурб Карапет, возведённая в IХ-Х веках. В 1216-1223 годах был воздвигнут главный храм монастыря также носящий имя Сурб Карапет. Мастер Момик перестроил притвор церкви Сурб Карапет, пострадавшей от землетрясения. Особенно красивы и интересны созданные мастером рельефы на фасад притвора.
Часовня Сурб Григор. Этот фамильный склеп по заказу Орбелянов в 1275 году был сооружен архитектором Сиранесом - наставником Момика. За выполненную работу князья одарили Сиранеса наделом земли с правом его наследования и выплатили 500 монет серебром.
Последней работой Момика стала самая красивая церковь монастырского комплекса - Сурб Аствацацин, которую архитектор достроил в 1339 году при князе Буртеле Орбеляне. Она отличается от всех армянских церквей прежде всего тем, что у нее есть двухэтажная конструкция с ротондой - Момик решил поместить основной зал церкви на втором этаже для того, чтобы в него не могли забираться дикие животные.
По повелению князя князей Бутела Великого была сооружена эта церковь, которую назвали Буртелашен. Это одно из самых выдающихся творений армянской архитектурной мысли Момик возводил с особым творческим вдохновением. Над первым этажом усыпальницы возвышается крестообразная поминальная церковь, которая завершается ротондой. Вверх ведут две консольные лестницы по обеим сторонам входа. «Преемственность традиций - важная черта армянского зодчества, и Момик создает свое оригинальное творение, зная, что композиция сооружений, где первый ярус служит усыпальницей, а второй - молельней, имеет свои корни еще в раннесредневековом армянском зодчестве».
На тимпане входа первого этажа изображена Богоматерь с младенцем Христом, над входом на второй этаж - композиция Деисуса, а на колоннах ротонды - ктиторская группа, где князья Орбеляны подносят Богородице модель возведенной ими церкви. Интересна надпись, высеченная изящными буквами: «Волею Божией, я, господин, Буртел, князь князей, супруга моя Вахах и сыновья мои Бешкен и Инаник построили сию церковь на наши праведные средства».
Момик не увидел освящения Буртелашена в 1339 году. Он умер в 1333 году. В его память был установлен хачкар - такой чести удостаивались немногие зодчие средневековой Армении.
В сентябре я снова приехала в Нораванк.
Церковь Сурб Карапет, возведённая в IХ-Х веках. В 1216-1223 годах воздвигнут главный храм монастыря, тоже носящий имя Сурб Карапет. Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году купол был поврежден ещё одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были отремонтированы, а в 1998 году полностью отреставрированы.
В 1275 году к северной стороне главного храма была пристроена часовня Сурб Григор, которая, как я уже писала, являлась усыпальницей князя Смбата Орбеляна.
В октябре мы решили съездить в село Хачик. Длиннющий серпантин в сопровождении потрясающих вайоцдзорских пейзажей, а виды на розовые скалы, в которых прячется знаменитый Нораванк, - просто умопомрачительные! Нафотографировали от души!)
Только в самом Хачике про фотоаппарат-то и забыли). Что известно об этом селе? Оно очень древнее, упоминается еще с 910 года. Расположено на высоте 1900 метров над уровнем моря. С трех сторон окружено границей с Азербайджаном.
Здесь проживает менее 1000 человек. Очень плодородные земли - пшеница, виноград, яблоки, сливы, орехи в огромном количестве! В деревне находится 300-летняя церковь Сурб Аствацацин, купол которой обрушился от удара молнии, но, когда мы были в Хачике - храм был окружен строителями, а это значит, что скоро его отреставрируют. Каждый год, в сентябре, проводится Фестиваль гаты. В этот день в Хачике собираются любители национальной сладости, и по этому случаю тут пекут гату-великан и гату-лилипут).
И снова пейзажи Вайоцдзора...
Мой прошлогодний зимний вояж по Армении - исторической и современной - закончился в Арени. Мне давно хотелось посетить церковь, «парящую» над селом. Сколько раз проехала мимо нее, направляясь в фантастическое ущелье розовых скал, к монастырю Нораванк!
Честно говоря, я думала, что церковь в Арени - новодел, построенный на средства какого-нибудь местного винодела, каковых в селе предостаточно. Но выяснилось, что это храм Святой Богородицы, построенный ещё в XIV веке. И что ещё оказалось интереснее - ее архитектором был тот самый Момик, уроженец Вайоцдзора, благодаря которому мы имеем возможность видеть замечательный розовый Нораванк.
Церковь Святой Богородицы была построена Момиком в 1321 году по заказу сюникского князя Орбеляна. Завершение строительства церкви Арени совпало с землетрясением 1321 года в Вайоц Дзоре, о чем свидетельствует приписка Момика на стене этой церкви. В 1840 году купол храма рухнул, «похоронив» под собой часть уникальных рисунков. Но кое-что все-таки сохранилось. На верхней арке западного входа есть мемориальная надпись, в которой ктитор церкви, Сюникский митрополит Ованнес Орбел, прославившийся также своими строительными работами, просит не предавать забвению память об Орбелянах - строителях сей церкви.
В 1998 году на средства костантинопольского армянина Арташеса Тюзмечяна церковь была полностью реконструирована. Так вот почему казалось, что это - новодел!
Рядом с церковью находятся развалины княжеского дворца Орбеляна. А вокруг разбросаны многочисленные надгробные плиты и хачкары, на разглядывание которых тоже не жалко потратить время.
Под куполом церкви мы видели символы евангелистов на парусах - ангел (Матвей), крылатый телец (Лука), крылатый лев (Марк) и орел (Иоанн). Размах крыльев ангелов достигает трех метров, паруса выполнены из цельных камней. Момик действительно был гением! Но очень скромным человеком - создавая настоящие шедевры, он говорил о себе: «Ваш покорный слуга, нижайший дьякон, никудышный писец, никчемный Момик»...
Если понравилась статья, подписывайтесь на мой Дзен-канал, ставьте лайки, пишите вопросы и комментарии.
Всем всего самого наилучшего!!!
А еще можно прочитать другие статьи:
Ванское чудо. Где находится самый красивый храм Армении.
Путешествие по Западной Армении. Где находится и как сейчас выглядит Ванское царство.
Тавушская область Армении. Чинари и Варагаван.
Путешествие по Западной Армении. Древний Ани, или Как спасти Город тысячи и одной церкви?
Древний Ани. То теряя, то путая след, я войду в этот город, которого нет...
Путешествие по Западной Армении. Карс. Гордый, неприступный и навсегда потерянный.
Армавирская область Армении. Две столицы на границе.
Араратская долина Армении. Место встречи изменить нельзя. Апрель 2021 года.
Путешествие по Западной Армении. Арарат сто лет спустя.
Как в Араратской долине Армении раскрылся самый большой обман моего детства...
Вайоцзорская область Армении. Где учились лучшие умы Сюника.
Тайны Вайоцдзора. Где спрятан один из бриллиантов с перстня княгини Софьи.
Вайоцдзорская область Армении. Магическая сила Джермукского ущелья.
Вайоцдзорская область Армении. Вайоцсар и Чикиванк.
Сюникская область Армении. Где находится и как выглядит сердце Зангезура...
Сюникская область Армении. О древнем Сисиане замолвлю я слово...
Армения. Продолжаем знакомиться с Сюником. Сисиан: вокруг да около.
Армения. Прогулка по Зангезуру. От Татева до Бардзравана.
Армения. Прогулка по Сюнику. В поисках моста Лалазара...
Армения. Прогулка по Сюнику. От Каджарана до Гориса.
Капан: вокруг да около. Усыпальница сюникских царей.
Армения. Прогулка по Сюнику. От Шикаоха до Капана.
Чудеса края Имерети. Открытию грузинских границ посвящается...
Южная Армения. Ущелье плача близ Мегри.
Южная Армения. Король Нрнадзора.
Южная Армения. От Мегри до Нрнадзора.
Южная Армения. О Мец Тахе и не только...
Южная Армения. Жемчужина Покр Таха.
Южная Армения. Путешествие в Медовый город.
Безмолвный свидетель многовековой истории Арцаха. Монастырь Амарас.
Древний Арцах. «Монастырь мизинца» - место, где очищается душа...
Когда-то в этих влажных гротах кипела жизнь нелегкая в заботах...
Что такое презепе и история главного хулигана Неаполя.
Вкус Неаполя. Это сладкое слово Баба!
От Тайка до Тао Кларджети. Прошлое и н астоящее первого Великого Кафедрала.
Прародитель армянского храма Звартноц в турецком селе Пенек. Загадки монастыря Банак.
Неизвестный Ерев ан. Тайна персидской комнаты.
Лорийская шкатулка. Каменные львы над рекой Дебед.
Лорийская шкатулка. Перстень Ашота Милостивого.
Лорийская шкатулка. Сокровища Ахталы.
Судьба Человека. Армянский тифлисец Микаэл Арамянц.
Судьба армянина. Предприниматель и меценат Микаэл Арамянц.
Арцах. Что такое зов крови для настоящего армянина...
Душа Арцаха. Секреты самого красивого ущелья.
Монастырь Катаро, парящий над Арцахом. Место, где вырастают крылья...
Прошлое и настоящее священной карабахской горы.
Неизвестная Армения. Храмы «Мачу Пикчу».
Неизвестная Армения. В поисках «Мачу Пикчу».
Душа Арцаха. Церковь Ванкасар и город самого крутого армянина в истории.
Вкус Армении. О том сказ, как спас казаков спас.
Чудеса Армении. Каменные изваяния Мецамора.
Душа Арцаха: Тайна белоснежного храма...
Вкус Арцаха: Секреты карабахского хлеба
Вкус Армении: О, ХАШ! или Суп бедняков, покоривший весь мир!
Nîmes: малоизвестная родина известных брендов
OS DE CIVIS: Испанская деревня в андоррской глуши
"Орлиное гнездо" на вершине Прованса
Лавандовый рай аббатства Сенанк
ПРОВАНС: О древнем Арле, Ван Гоге и не только