Найти тему
Анастасия Обуденкова

"На трубе": самый оригинальный спектакль, который я видела

Недавно посмотрела очень необычный спектакль «На трубе» в Школе современной пьесы на Трубной. Такого формата я еще не видела: в какой-то момент мне казалось, что я на экскурсии, в какой-то – будто участвую в интерактивном шоу, а в конце все превратилось в приятный вечер в ресторане с хорошей музыкой и шампанским.

«На трубе» - это не совсем спектакль в привычном понимании этого слова: в первой части нет ни сцены, ни зала – зрители перемещаются по разным помещениям театра (когда еще попадешь в закулисье!) и узнают историю этого дома. А история особняка интересная и связана с великими именами конца XIX – начала XX века: Чеховым, Толстым, Чайковским, Горьким, Достоевским.

В разных залах показываются 7 разных сюжетов, перед каждой дверью с историей гостей встречает проводник – известный актер. Перед первой дверью, например, нас встретил руководитель Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз и заговорщицки начал рассказывать о Чехове, а потом пригласил в бордель (да, это тоже часть истории этого дома).

Мы ходили по разным по разным помещениям театра, куда зрители обычно не попадают, и оказывались то нарядном торжественном зале на свадьбе, то в знаменитом дореволюционном ресторане «Эрмитаж», где был придуман салат оливье, а то попадали в темный задымленный подвал с криминальным прошлым. И все эти непохожие друг на друга истории происходили в стенах одного дома. Во время переходов из одного зала в другой включался звук сверху - серьезный детский голос добавлял какую-то таинственную атмосферу, будто с нами общается дух особняка.

-2

Вторая часть спектакля проходит в одном зале, но и тут все придумано необычно – вместо одной сцены здесь их 5 или 6 – на них по очереди включается свет и на каждой Чехов беседует с Толстым в разные периоды жизни (и даже после смерти). Слова звучат пронзительно актуально: о религии, об отношении к власти, о политике – кажется, что между нами нет этой более чем столетней разницы.

В финале зал внезапно превращается в ресторан, каким он был до революции, на столах появляется шампанское и салат оливье (и это не декорации, а настоящие угощения для гостей, что особенно приятно), звучит живая музыка, танцы, выступления – в этот момент кажется, что ты и правда в ресторане, а не в театре.

Зал "Эрмитаж" - раньше здесь был один из лучших ресторанов Москвы, которым управлял Люсьен Оливье
Зал "Эрмитаж" - раньше здесь был один из лучших ресторанов Москвы, которым управлял Люсьен Оливье

Но самый необычный сюрприз ждет в конце. Не буду раскрывать все карты, чтобы оставалась интрига, но такого я в театре никогда не видела, и это, на мой взгляд, очень оригинальный ход: когда все уже закончилось, ты внезапно понимаешь, что герой спектакля – это ты и сейчас ты в центре внимания. Как такой эффект возникает? Приходите на этот спектакль и сами увидите ))) Этот спектакль я точно могу рекомендовать своим друзьям – вечер точно пройдет хорошо, и вы получите удовольствие.