Найти в Дзене

Поликлинические случаи

Пока настоящие писатели посещают фуршеты, встречаются с читателями и не вылезают из коротких списков, я хожу по городским поликлиникам. И вот на что обратил внимание. В первую очередь — что много молодых людей и красивых девушек. А ведь распространен стереотип, что в районные поликлиники ходят только старики. Второе. Это трудно (не буду углубляться в подробности; запись к врачам и на процедуры — специфическая история, достойная отдельной публикации), но здесь можно сделать много исследований, которые в частных клиниках стоили бы вполне недешево.

Но еще я обратил внимание на хамство — такое не слишком сильное и открытое, на уровне переругивания, невзначай брошенных фраз, демонстрации отношения к людям, с которыми происходит общение. И хамство это именно что не со стороны сотрудников и сотрудниц клиник, а самих пациентов. Разумеется, как и в ряде предыдущих публикаций, я не берусь утверждать, что все люди одинаковые, и свойство, которым я их наделяю в своем описании, в равной мере распределяется далеко на каждого посетителя. Равно как и есть «невменяемые» врачи, которых лучше знать и избегать (а это возможно только методом проб и ошибок). Но в силу обстоятельств я уже довольно долго и часто хожу по районным поликлиникам и ни разу не встречал к себе грубого обращения со стороны врачей, медсестер, сотрудниц условной регистратуры, охранников или каких-то других сотрудников. Зато случаи, когда человек со скандалом прорывается в кабинет без записи (когда ты терпеливо ждал этой записи месяц) или раньше времени — сплошь и рядом. С другой стороны, конечно, не хочется представлять себя на месте человека, которому вдруг позарез потребовалось зайти к врачу уточнить что-то: здесь иных способов, кроме как заранее настроиться на скандал, в общем, и нет.

Я часто видел, как хамят сотруднице, измеряющей на входе температуру — за просьбу надеть маску или потому что им не нравится ее наличие в принципе; охранникам, гардеробщикам. Людей начинают поливать грязью буквально на пустом месте, безо всяких причин, потому что зачастую они даже не инициировали разговор; едва войдя на порог и не успев снять верхнюю одежду. И я не утрирую, для меня самого это было открытием. В основном подобным занимаются женщины средних лет (и даже молодые), но во всех таких случаях очередь — а скорее даже не она, а скопление людей, хаотично расположенных поблизости, а там уже и мужики, и кто угодно — незамедлительно поддерживают и накидываются уже всем скопом: «Разберитесь со своим бардаком», «Вас всех здесь ни за что держат», «Лучше бы молчали» (хотя те молчат, что самое парадоксальное), «На себя бы посмотрели», «Вы здесь все уроды». Да, бывает, что и бардак, и что кого-то «держат ни за что», и кто-то не молчит, а кто-то, не исключено, и урод. Но ситуация, в которой все это происходит, совершенно того не требует, более того, из нее даже никак логически не вытекает возможность такого разговора. Люди набрасываются на любых первых попавшихся сотрудников поликлиники, будто хищные звери.

Совсем недавно я был свидетелем ситуации, когда причина для разбирательства все-таки была. Женщине лет сорока в какой-то бумажке неверно указали отчество — не Владимировна, а Владиславовна. Человек, ответственный за заполнение, отсутствовал на месте и в течение всего развития событий откуда-то шел (правда, сперва до него не могли дозвониться). Дело было на стойке, где ставят печати, и за время его ожидания (а это минут 10-15, не меньше), ее работа была парализована, и образовалась очередь. Никто другой не мог ставить печати, потому что все это время Владимировна, а не Владиславовна орала на чем свет стоит на молодого сотрудника, который, судя по внешнему виду, вообще только устроился. «Где ваш этот Олег? (допустим) Он немедленно должен быть здесь. Вы мне все здесь все должны делать незамедлительно, как только я подошла, ясно? Что вы му-му тянете? Вы можете мне внятно объяснить?» (это почти дословно). Молодой человек, который очевидно не мог повлиять на ситуацию, несколько раз звонил. «Что вы все звоните? Куда вы звоните? Вы номера-то небось не знаете? Дайте мне, я позвоню. Вы должны немедленно все исправить». Потом он куда-то отходил, но был вынужден вновь вернуться, причем отсутствие сотрудника за стойкой никак не мешало Владимировне продолжать ор — но уже в пустоту, а вернее, на очередь, образовавшуюся по ее вине. Все это время неподалеку от меня стояла тихая симпатичная женщина в халате, которая беседовала, очевидно, со знакомой, и рассказывала ей, как провела время на даче. Говорила она буквально следующее: «Вот детишек-то у меня нет, но есть кот, за ним ухаживаю». Говоря о своем коте и даче, она буквально расцвела, потом они тепло попрощались. Женщина не имела отношения к стойке, просто туда периодически подходят разные врачи — что-то забрать, посмотреть. Когда она подошла к стойке, ее так обматерили, что она чуть не расплакалась, и явно забыла о своем хорошем настроении.

«Я тоже работаю в офисе, в клиентском сервисе. Я знаю, как у вас здесь все устроено. Если бы я здесь работала, вы бы вылетели к чертовой матери», — кричала посетительница.

Конечно, этот случай крайний, и он иллюстрирует несдержанность конкретного человека. Но все-таки — и всей системы тоже. Не той системы, которую клянут с самого входа посетители, а системы взглядов, сложившейся у многих людей, которые приходят в городскую поликлинику. Поликлиника — это не сервис, здесь не оказывают услуг, здесь не должны перед вами стелиться и целовать в одно место. Здесь помогают, если у вас проблемы со здоровьем. Помогают как могут, потому что вал посетителей огромен, потому что Минздрав с его приказами и инициативами — та еще организация, а не подчиниться ей нельзя. Но помогают. Бесплатно. Вы приходите в бесплатную поликлинику, где на вас тратят время, где вам уделяют внимание, где создают вам условия пребывания — исходя из тех небольших возможностей, которыми располагают.

Да, я не сторонник жлобских советов в духе «нет хлеба — ешь булочки» или «у нищих слуг нет», то есть в нашем случае: если хочешь нормально лечиться, иди в платную клинику. Я убежден, что в нормальном, здоровом и гуманистически направленном обществе ли, государстве медицина, включая ее новейшие достижения, должна быть максимально доступна для всех и каждого. Но в текущей ситуации, которую мы имеем, а она весьма и весьма далека от такого идеала, нужно просто оставаться людьми — и тем, кто помощь оказывает, и тем, кто за ней приходит. По моим наблюдениям, у первых получается лучше.

#поликлиники #здравоохранение #emias #медицина #бесплатная медицина