Песенка спросила, как люди понимают Добро и Зло. Я где-то ответила в ветке, но теперь даже и не найду. И никто не найдет)))
Добро и Зло не существуют для неживого. Они существуют только для тех, кто сверху до низу напичкан рецепторами, кто безнадежно и безвариативно смертен и боится смерти, потому что это заложено в его программе со времен первых одноклеточных организмов.
Добро и Зло совершенно точно, почти всегда абсолютно точно коррелируют с Жизнью и Смертью.
Покормить и вылечить – это Добро. Пройти мимо или бросить камень – это Зло. Лишить куска хлеба. Защитника. Хозяина. Это Зло.
Жизнь, я писала об этом тогда в том комментарии, по сравнению с Неживым во Вселенной настолько мала, что с ней можно и не считаться, можно уверенно говорить, что ее практически нет) Несмотря на то, что внутри нее происходят самые чудесные вещи, бушуют страсти, войны и свадьбы, возникают и гибнут идеологии.
Но у Жизни есть замечательное свойство. И не одно. Жизнь невероятно упряма, хотя в каждой своей единице обречена. И она не только на разных уровнях всевозможными способами продолжает себя. Она развивается.
Разумеется, Жизнь неоднородна. И благодаря этому существует на свете Самое Худшее Зло.
Что делает Творец практически во всех мифологиях? Он создает Живое из неживого. Дарит свое дыхание глине. Божественная сила, отождествляемая с Жизнью, оживляет Галатею. Истинное творческое начало – здесь: отношение к Неживому, как к Живому. Создание Живого из Неживого.
Но демоническое, дьявольское связано с утилитарным отношением к Живому. Это начало из Живого Неживое создает. Это его работа.
Где-то в 90-е мне привелось посмотреть по ТВ фильм о производстве американских окорочков. Там птичкам не включали даже электрический свет. Из экономии. Было выгоднее давать им витамин Д. И никого не интересовало, что каждая из птичек пришла в этот мир, чтобы посмотреть на Солнце.
Охотник
Спасибо тебе, стрела,
спасибо, сестра,
что так ты кругла
и остра,
что оленю в горячий бок
входишь, как Бог!
Спасибо тебе за твое уменье,
за чуткий сон в моем колчане,
за оперенье,
за тихое пенье…
Дай тебе Бог воротиться ко мне!
Чтоб мясу быть жирным на целую треть,
чтоб кровь была густой и липкой,
олень не должен предчувствовать смерть…
Он должен
умереть
с улыбкой.
Когда окончится день,
я поклонюсь всем богам…
Спасибо тебе, Олень,
твоим ветвистым рогам,
мясу сладкому твоему,
побуревшему в огне и в дыму…
О Олень, не дрогнет моя рука,
твой дух торопится ко мне под крышу…
Спасибо, что ты не знаешь моего языка
и твоих проклятий я не расслышу!
О, спасибо тебе, расстояние, что я
не увидел оленьих глаз,
когда он угас!..
1963 г. Это стихотворение Окуджавы.
Чувствуете разницу с отношением к живым окорочкам?
Каждый раз, когда вы видите, что к Живому относятся, как к Неживому, знайте, что перед вами абсолютное Зло, воплощение Дьявола, в которого я, разумеется, не верю. Но Абсолютное Зло существует среди нас без всяких высших сил.
В Неживом – не предполагается чувств. В том числе и чувства собственного достоинства. Любви, привязанностей, надежд. Не предполагается, что Неживое чувствует боль. От оскорбления его любви, например.
Мертвый, неживой объект – он же не может чувствовать.) Откуда?! Как ему это взять?! Уже только поэтому можно не испытывать чувства вины, применяя к нему любые воздействия.
Вообще, есть, конечно, парадокс в том, что существование Жизни противоречит ее собственной этике. Ведь если бы ее не было, не было бы ни смерти, ни страдания. Надеюсь, искусственный интеллект в относительно отдаленной перспективе не слишком быстро станет реализовывать это соображение.)