Во всей истории выходи Израильского народа из земли Египетской можно наблюдать удивительный символизм. Этот народ—в рабстве у Фараона, представляет картину души человеческой—в рабстве у сатаны; когда мы наблюдаем этот народ, выходящим из рабства, блуждающим в пустыне и, наконец, достигающим обетованного наследия, то видим поразительную картину истории отдельной души. Заметьте себе хорошенько эти три места: Египет, пустыня, Ханаан. Египет - изображает мир, господство сатаны, Пустыня изображает то. что можно было бы назвать поминальным христианством; это жизнь, которую ведут многие дети Божии и где они спотыкаются, ропщут, жалеют о томъ, что оставили, Ханаан изображаем жизнь исполненную духа, где дети Божии могут иметь победу и торжество. В каждом шаге Израиля на пути можно видеть сходство с историей души. Их условия до выхода из рабства, способ, которым они. были освобождены, и все происшествия на пути, указывают на замечательное соответствие.
Это видно все более и более, по мере того, как мы продвигаемся вперед в нашем изучении; но, замечается оно не сразу. Вот эта нация—в тяжелом рабстве у Фараона; ничего не видно впереди, кроме смерти. Посланники Божии приносят радостную весть, что есть для них наследие, где-то далеко, куда он их приведет. Они верят этому и хотят идти. Но Фараон отказывается их отпустить и тут начинается борьба. Когда, наконец, Фараон принужден. силою Божиею отпустить их, он старается склонить их на компромиссы. Через тоже самое проходит душа человеческая. Несколько лет тому назад, я находился в тяжком рабстве у сатаны, и меня-ожидала впереди вечная смерть. Но, пришли вестники от Бога и сообщили мне, что есть для меня наследие на небе, куда Бог хочет меня ввести. Я поверил и пожелал направиться туда. Сатана восстал на меня и началась борьба; но вынужденный выпустить меня, он начал склонять меня на уступки. Заметьте четыре тонкие попытки Фараона склонить Моисея на уступки, и посмотрите, не то же ли самое и диавол предлагает христианам? Увы! как многие им поддаются!
Первая попытка к уступке находится в книге Исход VIII, 25: „пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле". Фараон соглашается на их служение Богу, но не хочет, чтобы они выходили из Египта. Другими словами, он говорит им „вы можете точно также поклоняться вашему Богу здесь, в Египте; вам не за чем отделяться от нас и идти на другую сторону Красного моря, выставляя себя в глазах всех отдельным народом. Это первый договор, который сатана старается заключить съ тем, кто решился служить Богу. Он восстает против отдельного против разрыва с грехом и миром, и старается убедить нас, что мы можем служить Богу точно также "в земле сей", не выходя из нее и не отделяясь, без открытого признания Христа перед миром, без того, что-бы явно переходить на сторону Божию. Моисей был слишком умен, чтобы поддаться обману таких речей; и мы должны поступать, также, во свете (2 Кор. VI, 15—17 и Мат. X. 32,33).
Вторая попытка, которую делает Фараон, чтобы склонить Моисея на уступку, находится в книге Исход VIII. 28 "только не уходите далеко". Фараон, вероятно, уже почувствовал, как он бессилен перед Богом Израилевым. Вся его надежда только на уступчивость народа. Он видит, что не может помешать им оставить его владение. Моисей тверд в этом пункте; но Фараон не хочет, чтобы они уходили далеко. Конечно, он желает, чтобы они были поближе к Египту, чтобы их отделяла только узкая полоска воды, рукав Красного моря, чтобы он мог получить их обратно и вновь поработить. Так и сатана хочет, чтобы народ Божий находился на самой границе; чтобы, занимая положение детей Божьих, они жили так похоже на не спасенных, что нужно было-бы много мудрости, чтобы различить: на чьей они стороне — на стороне. Бога или диавола. Такое положение очень благоприятно для сатанинских целей; оно делает человека ненужным для Бога и его пример мешает другим сделаться христианами. Но, Бог хочет, чтобы мы, как можно дальше отошли от прежней жизни и вошли бы в жизнь, исполненную Духа, где бы мы ходили с Ним и так были бы заняты нашим наследием во Христе и работой, для него чтобы старый египет и его пути не имели для нас никакой привлекательности.
Третья попытка (книга Исх. X, 8-11) заключается в том, чтобы склонить Моисея оставить детей - "пойдите одни- мужчины". Фараон хочешь сохранить себе молодежь; он старается убедить Моисея, что это поклонение Богу в пустыне, вдали от Египта, хорошо только для пожилых. Это один из сильнейших аргументов сатаны, что жизнь, отделившаяся и посвященная всецело Богу, годна, быть может, для стариков, а молодежь должна оставаться в мире и наслаждаться им, а потом, состарившись, успеет обратиться и к духовным вещам. Но церковь нуждается в посвятившей себя Богу молодежи, так же, как и во взрослых и старых, и отрадно видеть в наше время, как молодые люди твердо становятся на почву посвященной Богу жизни. Моисей стоит твердо, как скала, и решительно отказывается от уступки Фараона, в каком бы то ни было пункте. Но и Фараон так же, решительно стремится найти, если возможно, какое-нибудь незащищенное место в вооружении Моисея. Однако, Моисеева вера и послушание Богу не уступалось. В книге Исход X. 24 Фараон делает последнюю попытку к уступке. "Пусть только останется мелкий и крупный скот ваш". Он все еще хочет иметь контроль над имуществом! Так поступает и сатана. Когда он проигрывает во всех остальных пунктах, он хочет, чтобы мы вели наши дела согласно его принципам, чтобы в этом помешать нам свидетельствовать о Боге. Моисей, великолепен. Он отвечает, что они не оставят ни копыта в Египте. Они должны служить Богу всем имуществом своим и потому все должны посвятить Ему. Моисей был великим вождем и избавителем Израиля и в этом смысле он был прообразом Христа, Который есть наш великий Вождь и Избавитель. Точно так же как Моисей противостал каждому искушению Фараона и, таким образом, освободил от рабства и власти Фараона всех последовавших за ним, так и Христос победил каждое искушение сатаны и освобождает от рабства и силы сатанинской всех, кто следует за Ним.
Аминь!