Помню учительницу, которая постоянно напоминала нам: "Школа — это не игрушки". Ну да. Это игра. Сложная многопользовательская игра. Где мы, преподаватели, — мастера игры, а наши ученики и студенты — игроки. И нам надо объяснить правила игры и её цели.
Просто поменяйте немного угол оптики, и увидите: пространство класса — это игровой мир, задания на занятиях — квесты, за которые учащиеся получают призы и очки для дальнейшего прохождения.
Проходят игру все по-разному, даже с общими правилами и вроде бы понятными ограничениями. Поэтому если мы будем в курсе, какие игроки, то есть учащиеся, приходят к нам в классы, мы сможем спроектировать лучшее прохождение игры-обучения.
<За вдохновение благодарю создателей курса "Игрофикация . Основы", Ричарда Бартла и своих студентов>
История одного класса
Класс Елизаветы Петровны — зависть всей школы. Ребята спокойны, без проблем с поведением, выполняют задания без сотни напоминаний. Ну да, не очень общительны, погружены в задания и групповые работы не любят. Но ведь учатся! Не то что Барыкин из класса Петра Максимовича. Он, Барыкин, та ещё заноза: вечно найдет вопрос, чтобы до преподавателя докопаться или до одноклассников, всегда умным показаться хочет.
И вот — гром, молнии, паника! Барыкина переводят в елизаветпетровный класс. И спокойные ребята вдруг стали вступать в настоящие соперничества, а некоторые — находить обходные пути, чтобы сделать задания и получить отличную оценку. Коммуникация внутри класса совсем разладилась. А что Барыкин? Он как докапывался, так и докапывается, довольный хаосом вокруг.
Что случилось? В класс неявных карьеристов и исследователей пришел политикан — и заверте...
Так, стоп. Что за "карьеристы", "исследователи"?
Знакомьтесь, это ваши ученики-игроки.
Киллеры, социализаторы, карьеристы и исследователи в вашем классе
Исследователь игр и британский профессор Ричард Бартл выделил четыре основных психотипа людей, играющих в многопользовательские игры. Они составляют базовые группы с яркими различиями. Однако стратегии игроков могут усложняться, изменяться и образовывать подтипы внутри групп.
Но об усложнениях схемы поговорим в другой статье. Сегодня — знакомство и основы.
😈 Киллеры. Они стремятся заполучить самый престижный статус, заработать больше всех очков, а попутно могут указать на все недостатки других игроков, игры и вообще мира вокруг них. Именно с киллерами у класса или группы бывают наибольшие конфликты: они эгоисты, групповая выгода их не интересует, хорошие отношения — тоже. В обучении они сосредоточены не на получении знаний, а на демонстрации, "кто тут лучше всех".
🤑 Карьеристы. Они хотят получить все возможные достижения (ачивки): хорошие оценки, статус "самого незаменимого человека в классе", хорошее отношение от преподавателями. При этом содержание достижений и сам процесс достижения чего-то им неинтересен. Если есть возможность обойти систему и облегчить путь к ачивке, они им воспользуются. Не путайте с киллерами: карьеристы меньше заинтересованы в соревнованиях между игроками, их внимание сосредоточено на ачивках, которые они могут получить от самого обучения.
🤓 Исследователи. Они погружены в обучение: пробуют разные способы решения задач, экспериментируют с критериями и проверяют границы своей исследовательской свободы. Зачастую это талантливые учащиеся, которые, однако, не бегут за рейтингом или оценками. Они сосредоточены на получении знания, а всё остальное — это только декорации. Часто стандарты исследователей очень высоки, так что бедному преподавателю приходится повыдумывать новые подходы к обучению.
🤗 Социализаторы. Для них самое важное в школе или в вузе — это возможность расширить социальную сеть. Общение как с другими учащимися, так и с преподавателями определяют их основной интерес к учебе. Они охотно слушают советы и мнения, пробуют что-то и дают рекомендации по учебе сами. Эти ребята будут повышать свой статус в коллективе за счет навыка "знаю всё обо всех и обо всём". Информация для них — способ найти мост для контакта с другими.
Поведение игроков-учащихся в онлайн-обучении
"И как мне понять, кто есть кто в онлайне без глубокого психологического анализа"? Есть некоторые маркеры.
😈 Киллеры
- Делают всё поперек всех: комментируют, перебивают, не соглашаются с большинством и пр. Но если их активность начнет угрожать их статусу самого умного в группе, они могут резко поменять стратегию и успокоиться.
- Обожают соревнования во всех проявлениях.
- Могут помогать другим, но обязательно требуют признания и благодарности в обмен.
- Берут самые сложные задания, даже если они выше их уровня. Решать их они тоже будут сами, чтобы доказать свои навыки и знания.
- Ценят и используют навыки и знания как показатели статуса.
Киллеров не так много, но они привлекают внимание. Обычно им важно, что о них думают другие, но между признанием одногруппников и преподавателей, они выберут второе. В несоревновательной среде киллеры заскучают и от скуки могут быть агрессивны. Если нельзя не с кем меряться достижениями, то хотя бы покажут, что система — дурацкая, а они — молодцы.
🤑 Карьеристы
- Участвуют во всех движухах, которые могут завершиться ачивкой: сертификатом, оценкой, рейтингом, статусом.
- Любят сложные задания, за которые могут получить похвалу или какую-то особенную отметку (даже если это просто комплимент от преподавателя).
- Могут списывать и мухлевать, если задача оказывается им не по зубам. Главное — результат.
- В командной работе заинтересованы в других только с точки зрения "а чем он_а мне поможет".
- Легкие задачи могут заинтересовать, только если они принесут какие-то плюсики.
Карьеристы не особо общительны, им интересно побеждать "систему", то есть сами задания и работы, поставленные в процессе обучения. Они постараются сделать все задания быстрее всех, чтобы быстрее всех узнать, какая награда будет за выполненную задачку. Без похвал и ачивок карьеристы теряют интерес к учебе и обращаются к другим, более интригующим делам. Например, к челленджам или обычным мобильным играм.
🤓 Исследователи
- Ищут 100+ способов решить задания.
- Как и предыдущие две группы, ценят сложные задания, но наслаждаются самим процессом выполнения. Поэтому линейные простые задачки им быстро наскучивают.
- С удовольствием самостоятельно или, максимум, по инструкции разбираются с новыми технологиями и инструментами.
- Предпочтут задание со свободными выбором темы и критериями. А потом с головой уйдут в тему.
Исследователи радуются полученным навыкам и высоко оценивают тех, кто развивается в интересующей их области. При этом они могут соскакивать с волны обучения, если по их стандартам станет слишком скучно или не останется объектов для исследования. И никакими карательными мерами (плохими оценками) или соревновательным моментом их не вернуться в ритм.
🤗 Социализаторы
- Активны в переписках, комментариях и на занятиях. Даже если содержательно не готовы к дискуссии или обсуждению.
- Делятся найденной информацией, полезной и не очень.
- В групповых заданиях могут уходить от темы задания в болтовню.
- Любят все дополнительные активности, которые включают прямую коммуникацию с другими игроками.
- Стремятся быть популярными и незаменимыми. И очень гордятся, если их привлекают для улаживания конфликтов, например, между карьеристами и киллерами.
Социализаторов результаты обучения не очень интересуют, но они будут держаться за хорошие отношения с преподавателями и одногруппниками или одноклассниками. Если во время обучения они не могут общаться и завоевывать популярность, то могут перейти в бунтарей, завоевывая отрицательную популярность.
❗ Важно помнить ❗
➡ Психотип игрока — это не истина, выдолбленная в камне. Типы могут меняться и смешиваться. В сбалансированной игровой системе (в нашем случае — в обучении) ученики проходят свои пути от одного типа к другим, развивая разные навыки.
➡ Нет плохих или хороших психотипов игроков. Есть только подходящие или неподходящие им условия "игры". Для этого мы и анализирует типы учащихся: чтобы понять, что и как надо менять.
➡ Знание типов ваших учеников и студентов помогает ставить им такие цели, которые будут держать их в потоке и достигать образовательных результатов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Заинтересовались? Оставьте ваше сердечко 💜: так я пойму, что следует писать продолжение на канале.