«Гражданин Кейн» — дебютный фильм американского режиссёра Орсона Уэллса, вышедший в 1941 году. Получивший множество восторженных рецензий от критиков, он был признан величайшей из всех голливудских кинокартин.
По сей день этот фильм не покидает списки лучшего кино современности и заслуженно считается шедевром. А главный символ фильма, «бутон розы», не первое десятилетие остаётся объектом дискуссий.
Орсон Уэллс — легенда американского кинематографа. Он был режиссёром, актёром и новатором. Его полноценным дебютом был двухчасовой фильм «Гражданин Кейн», повествующий о жизни вымышленного магната, очевидно, скопированного с реального человека Уильяма Херста.
Из-за того, что газетная империя оскорблённого прототипа объявила фильму войну, он первоначально провалился в прокате, но из-за повторных показов картина окупилась и была номинирована на девять «Оскаров», в том числе в категории «Лучший фильм».
«Гражданин Кейн» — фильм, революционный по своей сути
До этого в киносюжетах всегда сохранялось хронологическая последовательность, «Гражданин Кейн» же начинается с конца, а именно со смерти главного героя и произнесённых им предсмертных слов.
Этот фильм является полноценной энциклопедией операторских приёмов. Накладывающийся диалог, глубокая экспозиция и сверхкрупный план – привычные элементы для современного кино. Но на момент создания они были чистым новаторством, разработанным и освоенным в момент съёмок.
«Гражданин Кейн» революционен ещё и в жанровом плане. Если до этого все картины имели чёткую жанровую принадлежность, то данный фильм представляет собой жанровую смесь. Он начинается с готической зарисовки замка главного героя, продолжается псевдодокументальным роликом, сменяющимся диккенсовским воспоминанием о детстве главного героя.
Когда же Кейн становится хозяином New York Inquirer, фильм превращается в комедию о жизни газетного магната. После начала избирательной кампании героя кинолента становится политической драмой, затем закулисным фарсом, обращающимся мрачной мелодрамой.
Все эти элементы объединены линией журналиста-исследователя, выясняющего смысл слов «бутон розы», произнесённых перед смертью главным героем.
Rose button
Ни прислуге, ни знакомым, ни друзьям, ни бывшей жене Кейна не известно значение данных слов. Лишь в самом конце фильма мы видим детские салазки, на которых стоит логотип «Rose button».
Упрощая, можно сказать, что «Бутон розы» — это символ всего бескорыстного и чистого. Сюжетная роль напоминает хичкоковский макгаффин — уловку, чисто функциональный механизм, обеспечивающий развитие детективного сюжета.
Смотря фильм, мы наблюдаем за тем, как много смыслов можно придать обыкновенному предмету.
По ходу развития сюжета выдвигаются гипотезы, что «Бутон розы» может быть загадочной возлюбленной главного героя, страной, в которой он желал побывать, либо метафорой утерянного жизненного смысла.
Схожая многозначительность присуща и личности Кейна. Мы видим его сначала старым деспотом, после — невинным ребёнком, затем — молодым амбициозным бизнесменом. У «Бутона розы» и личности Кейна однозначно есть общие черты.
«Rose button» становится не только ребусом и детективной загадкой, но и олицетворением души главного героя.
В конце мы получаем символичный намёк: и этот жестокий, алчный магнат имел живое сердце, а в глубине души он остался тем же ребёнком, которым был в начале.
Влияние символа
После успеха этого фильма символы в кино стали полноценным культурным явлением.
Сюжеты бесчисленного множества картин строились вокруг символов и их разгадки. Зрители стали искать и находить символизм даже в тех предметах, в которых он не подразумевался изначально.
«Гражданин Кейн» — праотец нынешнего кинематографа. Он интересен не только с теоретической стороны, но и как самостоятельное произведение.
Несмотря на то что прошло уже более половины века со дня премьеры, фильм не потерял свою актуальность, а значит является истинным шедевром, существующим вне времени.
А вы смотрели «Гражданин Кейн»? Как бы вы ответили на эту загадку? Что для вас «Rose button» («Бутон розы»)?
Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи.