Найти тему
Зинаида Павлюченко

Заработок на гусях, или не быть мне бизнеследи

Я родилась, выросла и всю жизнь живу на Кубани. Для тех, кто не знает, это Краснодарский край, Россия. Местный диалект называется суржик. Это смесь украинского и русского языков. Ведь кубанские степи по велению Екатерины Второй заселяли казаки из Запорожской Сечи. Сейчас мало кто использует его в разговорной речи, а раньше балакалы все. Поэтому я использую его в текстах, чтобы подчеркнуть красоту и самобытность нашей кубанской речи.

Фото из Яндекс. картинки бесплатно
Фото из Яндекс. картинки бесплатно

Было это давно. Дети ещё были маленькие, в школу не ходили. Жили мы в собственном доме. Двор и огород были большими. Держали птицу, свиней. С соседями жили дружно и мирно. Никогда ни с кем не ссорились и по мере сил старались помочь.

Однажды принесла соседка пять гусиных яиц, сказала, что у них гусята уже вылупились. Молодая гусочка снесла пять яичек. Соседка мне их и предложила:

- Ось, бэрить. Я чула, шо у вас йе инкубатор. Покладить и вылупляця гусятки. У вас жэ нэма?

- Утки есть, а гусей нет.

- Помру, будэтэ мэнэ вспомынать, шо яиц вам дала на плид.

- Спасибо, тёть Оря! Вам что-нибудь дать?

- Дай пьятачок, шоб у нас нэ пэрэвэлыся.

Я дала сосодке пять копеек и в тот же день положила яйца в инкубатор. Через двадцать восемь дней все вылупились. Это было настоящее чудо. Я закладывала утиные, выход получался где-то процентов сорок.

Гусяток мы берегли. Выросли четыре гусочки и гусак. Мы его сразу поменяли с другой соседкой. Через год у нас уже было восемнадцать гусят. А через два – сорок. Выросли, конечно, не все. Осталось тридцать. Выпас у нас большой, но кроме травы гусям нужны кукуруза, пшеница. С кормами было трудновато.

Другая соседка посоветовала нарезать с десяток гусей и отвезти в город на базар. Они возили, продавали по семь рублей за штуку. Да ещё потрошки два рубля.

Посовещались мы с мужем и решили так и сделать.

Вы представляете себе, как ощипать десять гусей за день в домашних условиях? Ощипывали всей семьёй, даже старушка-мама и дети помогали.

Намучились от души. Наработались. Только собралась я их осмолить, как забежала соседка.

- Смолыть нэ трэба. Цэш тоби базарь. Закипьяты воду в куструли, насып туды соды с полпачкы, як закэпыть, вкурнай в кипьяток по одному и усэ. Воны будуть жовтэнькы. Красыви! А вписля будэшь расчинять. Я прыбэжу, покажу як.

Закипятила я воду, сыпанула полпачки питьевой соды, окунула все десять тушек по очереди.

Научила меня соседка и потрошить правильно. На следующий день рано утром отправились мы базарювать в город. Дело было к Новому году. Часов в десять утра уже были на рынке. Продавцов море, а покупателей почти нет. Потрошки сразу забрали, а вот гуси наши лежат на прилавке, как неприкаянные.

С трудом продали двоих по пять рублей и всё. Ну не везти же птицу обратно?!

Сдали сумки в камеру хранения на рынке, а сами пошли на автовокзал. Рынок прямо рядом. Поднялись на второй этаж. Холодина была невыносимая, дело-то к Новому году. А там битком людей и всё знакомые лица, продавцы с рынка. Постояли мы, правда недолго. Освободилось два места рядом. Сели и стали ждать утра. Мы хоть и тепло были одеты, но уже после полуночи стали замерзать ноги и руки.

Это была самая длинная ночь в моей жизни. Казалось, что она никогда не закончится. Мы брали с собой поесть, но за день всё съели. Представляете, как вёл себя муж, замёрзший и голодный? Часов в шесть наши знакомцы стали уходить. Я спросила у женщины, куда все уходят. Она сказала, что рынок открывается в шесть и все идут туда.

Мы тоже встали и пошли. Вынесли сумки из камеры хранения и не успели разложиться, как начали подходить покупатели. Больше семи рублей никто не давал, да я и не просила. К восьми часам мы распродались, довольные и счастливые, пошли поглазеть по рынку. Автобус в нашу сторону шёл только через три часа.

Там было так много соблазнов, что хотелось купить всего. В первую очередь зашли в пельменную и поели. Муж потом говорил:

- Потащила меня в пельменную… Целого гуся проели.

Конечно, он преувеличивал, проели всего три рубля. Но ему и этого было жалко.

Накупили домой разных вкусняшек. А ещё я купила детям книжку-раскладушку про Золушку. Помните, были такие книжки, открываешь, а там домик разворачивается, на следующей странице – тыква? Долго у нас была та книжка. Внуки маленькие изорвали. Вырывали из рук друг у дружки.

Никогда больше на рынок птицу не возили. Потихоньку резали да сами ели. Больше всего мне нравилась гусиная печёнка. Мясо у них жёсткое, поэтому обрезала и делала котлеты, пельмени, тефтели. Дети очень любили, да и муж не отказывался.

На обратном пути автобус сломался и не зашёл в нашу станицу. Пришлось пять километров протопать пешком. Вот тогда-то я и поняла, что продавец из меня никакой. Да ещё и в школе на меня ополчились. Не имеет права учитель торговать на рынке.

Прошло уже сорок лет с того подарка, который сделала мне соседка в виде пяти гусиных яиц, а я до сих пор помню и внукам рассказываю. Много лет мы держали гусей. А потом случился какой-то мор и все погибли.

Спасибо, что вы со мной! А вам приходилось ездить на рынок, чтобы что-то продать?

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь с друзьями моими историями.

Всем здоровья и счастья!