Найти в Дзене

Финансовый (коэффициентный) анализ бизнес-плана. Показатели рентабельности или прибыльности (Profitability ratios)

Коэффициентный анализ направлен на отражение картины финансового состояния компании по некоторым стандартным коэффициентам. В этой статье мы продолжим разговор о коэффициентном анализе, сегодня мы говорим о показателях рентабельности (Profitability ratios) Для демонстрации примеров, как всегда, я буду использовать Budget-Plan Express – программный продукт для подготовки бизнес-планов в формате Word и Excel Коэффициенты рентабельности – финансовые показатели, характеризующие прибыльность работы компании. При использовании показателей рентабельности следует обращать внимание на то, что одним и тем же термином, зачастую, называют и показатели, основанные на анализе чистой прибыли, и показатели, при расчете которых используется прибыль до налога. Что такое коэффициенты рентабельности? Коэффициенты рентабельности или прибыльности - это #финансовые показатели, используемые аналитиками и инвесторами для измерения и оценки способности компании генерировать доход (прибыль) относительно выручк
Оглавление
Коэффициентный анализ направлен на отражение картины финансового состояния компании по некоторым стандартным коэффициентам. В этой статье мы продолжим разговор о коэффициентном анализе, сегодня мы говорим о показателях рентабельности (Profitability ratios)

Для демонстрации примеров, как всегда, я буду использовать Budget-Plan Express – программный продукт для подготовки бизнес-планов в формате Word и Excel

Коэффициенты рентабельности – финансовые показатели, характеризующие прибыльность работы компании. При использовании показателей рентабельности следует обращать внимание на то, что одним и тем же термином, зачастую, называют и показатели, основанные на анализе чистой прибыли, и показатели, при расчете которых используется прибыль до налога.

Что такое коэффициенты рентабельности?

Коэффициенты рентабельности или прибыльности - это #финансовые показатели, используемые аналитиками и инвесторами для измерения и оценки способности компании генерировать доход (прибыль) относительно выручки, балансовых активов, операционных расходов и собственного капитала в течение определенного периода времени. Они показывают, насколько хорошо компания использует свои активы для получения прибыли и повышения ценности для акционеров.

Большинство компаний обычно добиваются более высокого коэффициента или стоимости, поскольку это обычно означает, что бизнес работает хорошо, генерируя выручку, прибыль и денежный поток. Коэффициенты наиболее полезны, когда они анализируются в сравнении с аналогичными компаниями или с предыдущими периодами. При разработке #бизнес-планов, наряду с другими показателями, всегда рассчитываются коэффициенты рентабельности.

Какие существуют типы коэффициентов рентабельности?

Существуют различные #коэффициенты рентабельности, которые используются компаниями для получения полезной информации о финансовом благополучии и эффективности бизнеса. Все эти соотношения можно разделить на две категории, а именно:

1. Коэффициенты маржи

Коэффициенты прибыльности отражают способность компании конвертировать продажи в прибыль с различной степенью измерения. Примерами являются #маржа валовой прибыли, маржа операционной прибыли, маржа чистой прибыли, маржа денежного потока, EBIT, EBITDA, EBITDAR, NOPAT, коэффициент операционных расходов и коэффициент накладных расходов.

2. Коэффициенты доходности

Коэффициенты доходности отражают способность компании приносить прибыль своим акционерам. Примеры включают в себя рентабельность активов, #рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, рентабельность долга, рентабельность нераспределенной прибыли, рентабельность выручки, рентабельность с поправкой на риск, #рентабельность инвестированного капитала и рентабельность вложенного капитала.

Ниже рассматриваются наиболее часто используемые коэффициенты рентабельности.

Пример расчета показателей рентабельности (Budget-Plan Express)
Пример расчета показателей рентабельности (Budget-Plan Express)

Рентабельность продаж (Return on sales, ROS), %

Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. При этом в качестве финансового результата в расчете могут использоваться различные показатели прибыли (валовой, операционной чистой), что обуславливает существование различных вариаций данного показателя. В данном случае рассчитывается рентабельность продаж по чистой прибыли (net profit margin):

Рентабельность продаж по чистой прибыли = (Чистая прибыль / Выручка) * 100 %

Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации (рекомендуемые значения могут быть в пределах 0-150 %).

Рентабельность собственного капитала (Return on equity, ROE), %

Рентабельность собственного капитала – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от схожего показателя "рентабельность активов", данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия:

Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль / Собственный капитал) * 100 %.

По усредненным статистическим данным рентабельность собственного капитала составляем примерно 10-12% (в США и Великобритании). Для инфляционных экономик, таких как российская, показатель должен быть выше. Чем выше рентабельность собственного капитала, тем лучше.

Рентабельность активов (Return on assets, ROA), %

Рентабельность активов – финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя "рентабельность собственного капитала", данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства.

Рентабельность активов = (Чистая прибыль / Активы) * 100 %.

Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие.

Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше (0 ÷ 0,100).

Рентабельность инвестированного капитала (ROIC), %

Коэффициент рентабельности инвестированного капитала (Return On Invested Capital, ROIC) – отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой суммарного инвестированного капитала.

ROIC = NOPLAT / инвестированный капитал * 100%

Учитывая возможные допущения, формула ROIC представлена в виде:

NOPLAT / (собственный капитал + заемный капитал) * 100%

где, NOPLAT (Net operating profit less adjusted taxes) – чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов:
EBIT – прибыль до начисления процентов по кредитам и налога на прибыль.

Показатели величины инвестиций берутся по среднегодовому значению.

Показатель ROIC часто используется как индикатор способности компании генерировать добавленную стоимость по отношению к другим компаниям (бенчмаркинг).

Высокий (относительно) уровень ROIC рассматривается как подтверждение силы компании и наличия сильного менеджмента.

Для оценки эффективности использования капитала следует сравнить прибыль на инвестированный капитал (ROIC), с его стоимостью (WACC).

------------------------------------

Читайте также:

Программа для подготовки бизнес-планов в формате Word и Excel (стоимость лицензий)

Показатели рыночной активности (Market value ratios)

Факторная модель Дюпона (DuPont model)

-----

Оригинал статьи смотрите на сайте www.strategic-line.ru. Этот материал вместе с другими примерами, смотрите разделе «Показатели рентабельности (Profitability ratios)».

Автор: Олег Мостовой (разработчик IT-проектов)