Найти тему
Лиля Санникова

Палехские шкатулки

Пожалуй, каждого из нас привлекают сказочные рисунки на черной лаковой поверхности палехских шкатулок. Искусство миниатюры на лаке сохранилось от иконописи: плавность линий, декоративная яркость цвета. Даже реальные события художники Палеха передают в сказочной, условной манере. Например, вместо голубого неба оставляют черный фон лака, чуть обозначив золотым штрихом облако или звезду. А коня могут сделать и красным, и зеленым, если это необходимо для цветочного решения композиции. Живое яркое оригинальнейшее, интереснейшее искусство лаковой миниатюры во всем многообразии её форм и размеров зародилось в селе срединной России. Ни одно поколение художников внесло и продолжает вносить творческий вклад в сокровищницу самобытного, глубоко народного художественного явления, удивляющего мир гармонией линий и красок, мыслей и образов. Этой художественной традиции несколько веков. Палех стал центром иконописного промысла ещё в ХVII веке и славился миниатюрными иконами на сюжеты миней, двунадесятых праздников. Особенностью этого типа икон было сохранение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, виртуозная иконописная техника, но главное - на небольшой поверхности иконной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или образов. Это умение– одна из основ палехского стиля. Мастера также расписывали крошечные бисерины и броши, умещая на них былинные сюжеты со множеством героев. Принцип сложной композиционной структуры с мини-сюжетами и чётким центром использовал художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». В центре оказывается Пушкин, записывающий сказки кота, а все остальные группы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру. Основой палехского лакового искусства стала живописная техника плавей: прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоёв; каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В результате, переходы от тёмного к светлому незаметны. Также в отличие от других центров лаковой миниатюры– Холуя, Мстёры, Федоскина– Палех активно использует роспись золотом. Художник подтверждает уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу. В произведениях мастеров просматриваются традиции новгородского стиля ХV века, строгановской школы ХVII века и фряжского письма конца ХIХ века. Стилистические особенности разных иконописных стилей лучше всего видны в изображениях горок, деревьев, архитектуры. В 1901 году русский писатель Антон Павлович Чехов сокрушался: «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить». После революции решено было поддержать художников, образовалось «село-академия» (по определению Максима Горького). И стали «владимирские богомазы» ивановскими мастерами лаковой миниатюры. Новатором в искусстве Палех прослыл со времен организации «Артели древней живописи» (1924 год). И ярче, чем когда- либо, засияло чудесной радугой красок, изумительной чистотой линий, изящностью рисунка в миниатюрах на черных лаковых коробочках. В 1925 году привезли Большой приз с Парижской выставки. Правда, поначалу лица большевиков напоминали лики святых. Одна из самых интересных композиций с советской тематикой – пластина Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 год. Просто, скромно звучит название замечательной миниатюры Ивана Зубкова «Массовка на Талке», ставшая огромным панно на одной из стен Ивановского железнодорожного вокзала. Даже завершенная в прошлом году, грандиозная реставрация сталинского монументального сооружения позволила сохранить исторически достоверное изображение революционных событий 1905 года в Иваново-Вознесенске – на берегах легендарной реки стачку, в ходе которой был создан первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Из персидской миниатюры пришла идея изображать сцены охоты и битвы. По просьбе Максима Горького палехским артельщикам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с работами мастеров европейского Возрождения, творения которых стали для бывших иконописцев источником вдохновения. Например, «Встреча» Ивана Голикова– это парафраз Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью» (1519) .Также Иваном Ивановичем Голиковым иллюстрировано уникальное издание «Слово о полку Игореве», вышедшее в издательстве «Академия» в 1934 году. В книге все сделано от руки– иллюстрации, текст, форзац, титул, заставки, концовки…

В начале тридцатых годов произошла любопытная история, о которой рассказал Павел Николаевич Солонин в книге «Здравствуй, Палех!» «Члены «Артели древней живописи» все до единого вступили в колхоз «Красный Палех». Однако работать там им было некогда– поступало много заказов на лаковые миниатюры. Художники могли отдавать работе на земле в лучшем случае выходные дни, да и то в самые страдные периоды, организуя субботники, воскресники. Постоянно колхозные дела правили их жены да взрослые дети, если они не владели кистью. Особенно трудной выдалась вторая коллективная весна. Колхоз попал в глубокий прорыв. Как раз в это время знаменитый художник Николай Михайлович Зиновьев заканчивал сложную, философского плана работу над письменным прибором. Сам он характеризовал её так: «Пишу … от происхождения земли до наших дней, начиная с туманностей до нашего строительства, все периоды…». В приборе – тринадцать предметов, и на каждый художник наносил глубоко продуманный, на высоком уровне мастерства выполненный рисунок. Космические вихри, микроскопические инфузории, могучий мамонт и вставший против него человек с каменным топором, домны и краны. И еще– трактор на колхозном поле. Художник предполагал завершить работу примерно за полгода. Сделал же её за два месяца. Сидел над «Историей земли» ночи напролет. Потому что в артели договорились: надо было, во что бы то ни стало достать колхозу трактор. И вся надежда на зиновьевскую «Историю земли». Когда письменный прибор попал в Москву, удивлению и восторгам не было конца! Даже самых глубоких знатоков и самых придирчивых ценителей лаковой миниатюры покорила высокая художественность выражения философско-научных воззрений на происхождение Земли и развитие цивилизации. Но мастерам одних восторгов было мало. Им нужен был трактор– всамделишный, стальной, работящий. Во многих столичных учреждениях побывал тогдашний председатель «Артели древней живописи» Александр Иванович Зубков, горячо доказывая, что трактор величиной с майского жука, изображенный художником, стоит настоящего. В Палех председатель вернулся с нарядом колхозу на получение «Путиловца». А через несколько дней улицы села огласились неслыханным дотоле гулом мотора, на удивление и старым, и малым». Палехские художники достигли совершенства и продолжают радовать людей. Мои восьмилетние дети впервые узнали о палехской миниатюре в музыкальной школе, когда хором под руководством Л. Абатуровой разучивали и пели песню «Палех», музыка Ю. Чичкова, на стихи поэта Петра Синявского. Умели же педагоги подбирать детский познавательный репертуар, потому что уже в отпуске и на каникулах мы всей семьей любовались экспонатами Государственного музея палехского искусства и в ивановском универмаге купили шкатулку «Тройка» художника Котова.

Плещутся звезды в мерцающих далях,

Светится снег, хоть в ладони бери.

Сказочный Палех, загадочный Палех,

Скачет на тройке в отцветах зари.

Ожили краски, в душу запали,

Русским напевом заслушался мир.

Сколько кудесников вырастил Палех,

Сколько диковин красою затмил.

Вешнее солнце в шкатулке хранится,

Не увядает старинный секрет.

Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.

Палех рисует России портрет.