Мне как председателю Российско-иранского делового совета при ТПП РФ часто приходится отвечать на различные вопросы наших предпринимателей, да и не только их, о реалиях современного Ирана, Исламской Республики Иран. И зачастую представления россиян об Иране оказываются:
С одной стороны, не имеющими никакого отношения к реальной жизни и порядкам нашего южного соседа и стратегического партнера.
С другой стороны, устоявшимися и стереотипными мифами.
Я не буду здесь размышлять об этиологии этой системы мифов об Иране, хотя представляется, что многие из них были внесены в сознание российского социума намеренно нашими общими недоброжелателями. Однако сделаю попытку разоблачить наиболее часто встречающиеся стереотипы, кои мне приходится развенчивать в ответах на вопросы.
Итак, начнем.
Миф первый, и, наверно, самый главный. Исламская революция 1979 г. ввергла Иран в "мрачное средневековье".
Что ж, в результате Исламской революции, согласно Конституции, Иран стал теократическим государством — высший его глава, называемый "Рахбар", вали-е факих-е ирАн, (дословно «защитник-богослов» или «владыка-богослов»), или по-другому факих, "Верховный лидер Исламской революции" или "Высший руководитель", является верховным главнокомандующим и в то же время может назначать людей на ключевые посты в государственных органах страны. Это лицо духовного звания. Но даже он — фигура сменяемая: каждые шесть лет Рахбар выбирается на этот пост Советом экспертов. Совет экспертов состоит из 86 муджтахидов, избираемых населением на восьмилетний срок.
Идем далее. В якобы "средневековом" Иране наиболее сильно развиты такие передовые отрасли, как нанотехнологии, по уровню развития которых Иран входит в десятку наиболее продвинутых стран мира, и компьютерные технологии. Достаточно сказать, что в 2009 году ООН признала иранских программистов лучшими в мире. В Иране несколько десятилетий работает ряд своих "силиконовых долин", в том числе первый в Иране технопарк "Пардиз" в 70 км от Тегерана. А уровень развития образования в Иране наглядно характеризуется таким сравнением: во время шахского режима, при якобы "прогрессивном" и "передовом" шахе — в Иране было 100.000 студентов, и из них — 17.000 девушки. В Исламской же Республике Иран, при власти режима аятолл, якобы "погрузивших Иран в средневековье" — студентов более 4.500.000, и из них 65%, или около ТРЕХ МИЛЛИОНОВ — девушки!
Миф второй — женщины в Иране "закабалены" и не имеют никаких прав, "закованные" в хиджаб и "чадер" (аналог паранджи). Только что я уже говорил о неимоверном процентном соотношении между студентами и студентками в Иране и о таком же неимоверном количестве девушек-студенток. Но и это не все. Женщины в Иране не только учатся, но и работают в различных отраслях. Недавно в Иране образован первый полностью женский экипаж пассажирского лайнера — капитан корабля, второй пилот, бортинженер, штурман, не говоря о команде стюардесс — все они женщины. Вы про такой где-нибудь в Германии или Франции слыхали? Я — тоже не слыхал. В Тегеране, к примеру, действует женское такси — водителями в этой компании работают только женщины! В той же Европе есть такое? Да нет, конечно же. И компания эта имеет много машин — в городе то и дело встречаются такси этой компании. На весь Иран известна профессор Тегеранского университета Лале Седдинг, хобби которой автогонки - она по ним чемпионка Ирана.
Широко известна иранская миллиардерша Сейеде Фатиме Могими, которой принадлежит крупная и мощная компания в морских перевозках — собственные суда-сухогрузы, контейнеровозы. Причем начинала Могими сама, с нуля. Она была всего лишь переводчицей в британской компании, занимавшейся морскими перевозками, а потом создала свою компанию.
Когда Могими спросили - мешает ли ей Ислам в бизнесе, она сказала: "Да, я ношу хиджаб, но он не мешает мне вести бизнес не только как мужчины, но и гораздо лучше их".
И подобные примеры, пусть и не столь выдающиеся - можно перечислять очень долго. Насчет широкого и активного участия женщин в различных отраслях промышленности и науки сами иранцы шутят так: "Пожалуй, их (женщин) у нас нет только в сталелитейной отрасли, но мы опасаемся, что и там такое положение не надолго!"
Дальше — больше…
Следите!
Присоединяйтесь к нам в Instagram.
В. В. Обыденов