Практика применения обычной винтовки для борьбы с самолетами появилась ещё во времена Первой мировой войны. Правда, самолёты тех лет не могли похвастаться ни своей скоростью ни манёвренностью, а защита лётчика от пуль отсутствовала как таковая.
Тем не менее, вспомнить о этом опыте пришлось в начале Великой Отечественной войны. В тот момент у Красной армии катастрофически не хватало средств противовоздушной обороны, поэтому налеты вражеских бомбардировщиков на советские позиции оставались по большей части безнаказанными.
Тактика немецких бомбардировщиков в начале войны, выглядела так: самолёты разгонялись, снижались, чтобы точнее провести бомбометание, совершали сброс и уходили вверх. В отличие от пехоты немцев, которая предпочитала во время налётов скрываться в укрытиях, наши солдаты действовали, наоборот: открывали залповый огонь из винтовок по низколетящим самолётам.
Систематизировать полученный в боях опыт, удалось в 1942 г., полковнику Виноградову И.А. в памятке "Как стрелять из винтовок и ручных пулемётов по вражеским самолётам и парашютистам". В ней детально описывалось, как нужно использовать стрелковое оружие для борьбы самолетами. Согласно памятке, наиболее выгодным моментом для ведения огня, считалось, когда самолёт пикирует на стрелка или уходит после пикирования. Огонь по самолёту из винтовок предписывалось вести на расстоянии до 500 метров. Кроме того, наставление содержало рекомендации по упреждениям при стрельбе по разным типам самолётов.
Первый, кто увидел вражеский самолёт, должен был подать команду «воздух». При поступлении команды подразделение рассредоточивалось и производило прицеливание. По команде командира открывался огонь.
Попасть в летящий самолёт невероятно сложно, да и единичное попадание может никак на него не повлиять. Но когда огонь ведёт целый взвод, то вероятность попадания в самолёт становится гораздо выше. Между тем, случаи, когда вражеский самолет был подбит огнём из винтовок- были.
Случалось и одному стрелку подбить вражеский самолёт. Один из тех, кому это удалось, был лейтенант Арсений Етобаев. Так 14 июня 1942 года он сбил фашистский самолет «Хейнкель-111», а ещё через 4 дня одномоторный бомбардировщик «Юнкерс-87».
Гораздо эффективнее было применение для борьбы с низколетящими самолетами противотанковых ружей. Если такое ружьё способно пробить броню танка, то и самолётом оно гарантированно справится. Были созданы специальные подразделения для борьбы с самолетами, вооружённые противотанковыми ружьями.
Точных данных о количестве сбитых немецких самолётов с помощью стрелкового оружия и противотанковых ружей нет. Но со временем немецкие пилоты всё же реже стали снижаться над нашими позициями, чем делали это в начале войны.