Найти в Дзене
Басни нарколога

Новые друзья у детей: откуда они берутся, что несут с собой и как на них реагировать?

Звонок. Я думал, это Миха, мой лучший друг. Но это Никита, хозяин вчерашней вписки. Я удивился – мы неблизкие приятели, но он позвал в гости. Сказал, тусовка только для своих. Мне приятно.
О чем думает подросток, решая, кого оставить в кругу близких, а кого - исключить оттуда?
О чем думает подросток, решая, кого оставить в кругу близких, а кого - исключить оттуда?

Подросток выбирает компанию не просто так — помните о том, что именно в этой компании он находит те смыслы, которые помогают ему адаптироваться к взрослой жизни и чувствовать себя более уверенно и комфортно. При этом каждая компания может принадлежать к определенной субкультуре — от музыкальной, спортивной, профессиональной до наркотической или криминальной.

Никто из них не планирует стать зависимым или отбывать большую часть жизни в тюрьме, они просто пробуют что-либо, пытаясь удовлетворить актуальные возрастные потребности. Среди них следует выделить:

  1. Потребность в обособлении, автономизации от взрослых — в компании подросток обретает свободу от целого ряда ограничений
  2. Потребность в изживании конфликта со взрослыми — компания и субкультура, как суррогатная семья способны компенсировать проживание тех семейных функций, которые дома искажены
  3. Потребность в самоутверждении — будучи неудовлетворенной, ощущается как чувство обыденности и обреченности
  4. Потребность в принятии социумом — компания удовлетворяет эту потребность гораздо мощнее, чем формальные объединения (класс, кружок), поскольку участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства
  5. Потребность в признании — субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными группами
  6. Потребность в смысле — субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни: отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной
  7. Потребность в получении новых удовольствий и ощущений — как раз-таки компании негативной направленности часто направлены на искусственное создание опасных ситуаций, гарантирующих сильные эмоциональные переживания (и это относится не только к употреблению ПАВ, но и экстремальным гонкам, криминальным делам)
  8. Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье и школе — в компании подросток может получить доступ и к информации, и к обмену жизненным опытом, советами, выработкой альтернативных сценариев поведения

Попробуйте понять, чем конкретно помогает эта компания и эта субкультура вашему ребенку и подумайте, реально ли «закрыть» эту потребность другим путем?

Напоминаю, что больше полезных материалов и продолжение истории Саши вы можете найти в нашем Instagram - обращайтесь за бесплатной консультацией, если остались вопросы. Буду рад помочь!

<<< ПРЕДЫДУЩАЯ СЕРИЯ

СЛЕДУЮЩАЯ СЕРИЯ >>>