О. Игорь опекает около десятка заброшенных церквей в округе. Одна из них в честь св. вмч. Димитрия Солунского в с. Дмитровское на нашем пути. Строительство каменной церкви на Дмитровском погосте было начато в 1780 году на средства майора И. П. Рожнова. Ранее на месте существующей ныне церкви стоял одноименный деревянный храм, построенный в 1652 году (последний год перед началом раскола). В 1787 г. строительство было завершено. Церковь стояла на берегу реки Роська, на северо-восточной окраине села. В том же году при капитане Н. И. Рожнове, сыне храмоздатель, в трапезной состоялось освящение придела Димитрия Солунского. В 1794 году был освящён главный престол. Спустя десятилетие, в 1805 году в трапезной по прошению надворной советницы Н. Е. Игнатовой устроили второй придел, освящённый в честь св. Николы Чудотворца. Вспомнил, как в прошлом году я служил здесь первую со времени закрытия храма в 30-е годы Литургию. В храме почти никого не было, сильно сифонило изо всех щелей. В конце службы через разбитое окно на горнем месте в алтарь вдруг впрыгнул большой рыжий кот. Было радостно, что мое одиночество скрасило присутствие живого существа. Вспомнил рассказ приснопамятного о. Димитрия Смирнова о том, как он пришел к кому-то освящать квартиру, а хозяева его спросили: «Можно мы не будем присутствовать на этой церемонии?» Батюшка ответил: «Да, конечно». С грустью разложил все принадлежности, собираясь совершать священнодействие в одиночестве. Вдруг в комнату входит котенок. «Ну, заходи, дружок. Люди не пришли, давай хоть с тобой помолимся».
В большом храме, в прошлом году на Преображение я совершил первую Литургию. На ней было только 3 человека местных … Встаёт вопрос: а для кого восстанавливать храм, кто будет в нём молиться? Есть ещё одно недоумение: а местным властям будет приятно, если со дня на день главный купол храма рухнет, и в 10 км от райцентра появится огромная куча битого кирпича? А ведь можно было бы спасти храм ещё сегодня, если не ссылаться на отсутствие статьи бюджета на восстановление руинированных храмов, а срочно приступить к спасательным работам. И ещё: почему бы Центру не застолбить в местных бюджетах выделение 1–1,5 % на восстановление таких храмов – тысячи их гибнут, особенно, в Ярославской, Тверской и Костромской губерниях. Прочитанное накануне просто убило – глава Сбербанка Герман Греф решил сменить название «Банк России» просто на «Сбер» - на эти цели ушло 3,5 миллиарда рублей – за эти деньги можно было бы законсервировать тысячи гибнущих церквей России!
Учась в пединституте, мне приходилось заучивать огромное количество цифр – на сколько процентов в такой-то пятилетке планировалось увеличение добычи угля и газа, сколько кубометров нефти было добыто в таком-то году и пр. Много цифр в том объёме информации, которую я «проглатываю» каждый день. Но ничто не сравнится с личными наблюдениями и, особенно, с многочасовыми застольными беседами о житье-бытье с жителями вымирающих деревень. Особое внимание на сей раз обратил на то, как резко увеличился объём вырубки деревьев в регионе – отсюда большие залысины у дорог, заболачивание местности, сильные ветры и перемена климата. Звери стали выходить на дороги. Был случай, когда лось бросился под колеса машины – погиб и он и водитель.
Несколько десятилетий я нахожусь в гуще событий церковной и общественной жизни. В последнее время всё больше ощущаю тягу к уединению. Вот и сейчас, идя по деревенской дорожке, увидев встречный автомобиль, я завернул на угол, чтобы ни мне никого не видеть, ни меня не видели. Вошёл в дом – звенящая тишина; глядя в окно, любуюсь на красивые деревья. Только бы никто не позвонил, не нарушил тишину, не взбудоражил сообщением об очередных проблемах на приходе, информацией о том, что кто-то приходил и что-то требовал и т. п. С горечью подумал: за 20 лет наших приездов в этот регион, я, по сути, ни с кем не сблизился. И вообще, если смотреть правде в глаза, особо никому и не нужен, всё-таки я «сухарь». Надо бы с людьми быть помягче и потеплее. Вот только что прочитал из одной книги: «Если можешь сделать доброе дело - сделай, если не можешь - скажи слово доброе, если же сказать не можешь, то хотя бы улыбнись человеку». Святые отцы говорят: «Монах, вышедший из кельи в мир, обратно таким же не вернётся в неё». Сколько искушений и соблазнов подстерегает его на пути! Помню, лечу однажды в самолёте и случился казус, напоминающий где-то услышанное. Капитан воздушного судна, как обычно, объявляет о параметрах полёта: расстояние до пункта прибытия, время прибытия и т. п. Потом, забыв отключить микрофон, обращается к экипажу: «Ну, всё, пьём чай, тискаем стюардесс и стартуем». Я сначала подумал, что ослышался, но стоявшая неподалёку стюардесса, поняв ошибку капитана, покрылась краской и ринулась в рубку. Сидящая рядом старушка добродушно заметила: «Милая, да не спеши ты – они ещё чай не выпили». Слыша и видя всё это, я невольно обхватил голову руками и, покачав ею, подумал: «Это только начало – а сколько ещё искушений будет впереди».
Утром, на Литургию, как и предполагала староста, пришло всего трое местных. Приехали рабочие – после Радоницы должны начаться реставрационные работы. В связи с этим я на сугубой ектенье произнёс сугубые прошения о помощи в предстоящих трудах. В аварийном состоянии правая и левая стороны главного придела храма: с правой стороны – две огромные дыры в крыше; с левой не сегодня - завтра рухнет крыша. Если рассуждать с сугубо рациональной точки зрения, то мы сделали невероятно глупые вещи – настелили пол в главном алтаре, установили там престол и жертвенник. Летом изготовим иконостас, и где- то ближе к Успению планируем совершить первую Литургию. Ещё в начале 90-х годов храм был приговорён, как не подлежащий восстановлению. Службы прекратились лет 10 назад, особенно после того, как храм ограбили, разрушив при этом маленький алтарь. Мы не смогли смириться с этим приговором, и взялись за, казалось, обречённое на неудачу дело. И вот уже в течение ряда лет в храме, в двух приделах в трапезной его части, регулярно проходят службы. Мы верим, неоднократно в этом убеждались, что на «дрожжах» молитвы дом Божий будет восстановлен.
Вечерней в часовне св. вмч. Пантелеимона в деревне Житниково, и краткой поминальной молитвой у поклонного креста в селе Змеёво завершился этот напряжённый, но очень радостный для нас день. Рядом с часовней в Житниково рекламный щит с информацией о карельском празднике – текст почему-то был на латинице. На оградке вокруг поклонного креста в Змеёво, наряду с гербом России висел ещё и флаг. Но что это? Огромный медведь с жутким оскалом и большими когтями держит его. И, о Боже! Здесь же подпись – призыв: «Россия, вперёд!» Зачем это? Зачем давать повод ищущим повода?! Кому вперёд, куда вперёд? Вымирающие деревни, спивающиеся мужчины, на сотни метров штабеля срубленных деревьев (в преддверии закона, резко ограничивающего вырубки леса). России нужно сосредоточиться, навести порядок в собственном доме, устранить позор в виде печальных картин разрушающихся храмов.
Программа нашего пребывания в глубинке была очень насыщенной. Мы преодолевали многие десятки километров в день по разбитым дорогам и огромным лужам (по словам водителя, «намотали» больше тысячи км). Мне вспомнилась езда на бешеной скорости по кочкам на БТР во время лагерных сборов в годы учёбы в пединституте. Наш водитель заметил: после таких поездок для него нужно полмесяца для того, чтобы прийти в себя. Я, как всегда, мягко настаивал на том, чтобы всё, что намечено по программе, было бы исполнено. Он смиренно соглашался, но в глазах его была усталость и страдание. Вспомнилась картина из детства – зимой около клуба нашего шахтёрского посёлка поскользнулась и упала лошадь. Неопытный возница стал наяривать бедное животное кнутом. Лошадь и рада была бы встать на 4 копыта, но безуспешно – скользя, она только барахталась. Один из очевидцев этого ЧП организовал мужиков – они стали тянуть телегу на себя, что помогло лошади встать во весь рост. Нечто похожее сделал и я, предоставив нашему уже немолодому водителю, два дня отдыха, пока мы совершали службы на Радоницу в храме близ его дома. На службах он находился обычно за крылосом у столика с просфорами, записками и пр. Мне постоянно была нужна его помощь как пономаря. Для того чтобы он откликнулся, ему нужно было пройти полхрама – из-за этого возникали задержки и паузы. Говорю ему: «Выйди-ка, братец из храма, сделай 35 поклонов, а потом со всем своим хозяйством располагайся в непосредственной близости от алтаря». Перед началом Литургии зову его в алтарь, чтобы вместе петь «Христос Воскресе!» Он в стихаре входит в алтарь и становится сбоку престола. Я направляю его ближе к Горнему месту. Возглашаю: «Благословенно Царство …» - а он тянет за мной – так понял моё приглашение петь вместе со мной … Очень часто в действиях помощников не хватает чёткости и ответственности. Помню, проводил я ревизию различных приходских послушаний. Дошёл до фонотеки. Ответственным был Н. – молодой человек, беженец с Украины, обладавший явной хваткой, но не без авантюризма. Ситуация была накалённой. На послушаниях выявилось множество недочётов – я рвал и метал. Начитаю задавать Н. вопросы: «Итак, Вы ответственный за фонотеку?» Он, чувствуя приближение расплаты за упущения, отвечает: «Ну, допустим я, но это ещё как сказать». Вытаращив на него глаза, я повторяю вопрос – в ответ опять что-то невразумительное. На другие вопросы ответы в таком же стиле: «Я не я и хата не моя». Побагровев и окончательно очумев из-за тщетности своих попыток чего-то конкретного от него добиться, размеренным голосом с угрожающими нотками решительно ему заявляю: «Ровно через 15 минут жду чёткие и ясные ответы на все вопросы по Вашему послушанию». Впоследствии этот молодой человек уехал во Францию, причём в качестве причины переезда назвал политическую дискриминацию со стороны правящего режима России. Подобные несостыковки с помощниками часто встречаются, особенно в поездках. «Н., Вы же уставщик – почему Вы не взяли псалтырь на всенощную – Вы же ответственный?» - «Я, но не совсем. Вообще-то за это отвечает другой» и т. д. Один мой знакомый священник говорил: «Самое трудное на приходе – это работа с людьми: ему говоришь - иди направо, а он идёт налево, просишь принести топор, а он приносит молоток и т. д. Лучше самому всё сделать, но не хватает рук».
В воскресный день 9 мая, на который пришёлся День Победы, я особенно почувствовал востребованность священника в глубинке. Упомяну ещё о проблеме, которая возникла у нас в селе Первитино. Огромный Троицкий храм здесь, расположенный на усадьбе, по четырём концам которой башенки, в 90-е годы был более менее законсервирован трудами одной интеллигентной женщины – москвички, живущей в райцентре. Эпизодические приезды священников её не устраивали, и она вдруг заявила: пока не будет храм полностью отреставрирован и не будет постоянного священника, нет никакого смысла в проведении служб. Мы, правда, провели в левом приделе храма первую Литургию и молебен под колокольней перед чтимым списком Почаевской иконы Богородицы. Все же последующие наши попытки помолиться в храме наталкивались на её твердокаменное отрицательное отношение. Обустроенное нами помещение под колокольней пришло в полный упадок. Несколько раз мы молились в одной из башен около храма, но вскоре поняли - это мало что даёт. Поразительно, что на неё не действовали никакие аргументы и даже распоряжения благочинного. Отчаявшись что-либо добиться, мы, в последний день нашего пребывания решили ещё раз позвонить ей. И, о чудо! Она дрогнула – то ли из-за навалившихся болезней, то ли еще по какой-то причине – согласилась передать нам ключ. Люди в постсоветское время пришедшие к Церкви в духовном плане не очень зрелые. Такие вещи как, например, послушание им мало понятны. Вспомнилось, что рассказывал известный священнослужитель Петербурга о. Иоанн Миронов: «Слово старшего в семье почитали. Утром спрашивали: «Бабушка, что благословишь сегодня делать?» И выполняли – и всё было хорошо, мирно и дружно. А теперь десять раз нужно сказать: «Аня, помой посуду». А потом всё равно бабушке самой приходится мыть».
На следующий день у меня начались сильные головные боли – не помогали никакие таблетки. Помимо переутомления сказывалось поспешность в подготовке поездки – думал – май, тёплое время года, не взял тёплую скуфью. Погода, однако, была дождливой и холодной, много времени провёл на открытом воздухе и в холодных храмах. Вечером под Радоницу буквально вполз в храм на службу. После вечерни согласно Уставу служилась панихида, затем утреня. Пожилые супруги, живущие в моём домике в деревне, поехали на машине оповещать о службе местных жителей. По первости это делалось несколько топорно – эмоциональные прихожанки вечером стучали в окна деревенских домов и радостно – настойчиво призывали: «На молитву!» Представляю реакцию местных жителей деревни - карелов – охотников и рыболовов. Для них десант необычных людей в косоворотках и сарафанах воспринимался, наверное, как высадка инопланетян. Возникла ещё такая ассоциация: талибы, придя к власти в Афганистане, население, отвыкшее от регулярной молитвы, по пятницам палками сгоняли в мечети.
Я не раз задумывался: какова цель, искомый результат наших регулярных поездок в глубинку? Я мечтаю о том, чтобы рано или поздно во всех 26 деревнях, которые мы посещаем – в руинированных храмах, часовнях, молитвенных домах, у поклонных крестов в воскресные и праздничные дни и в кануны их, где-то по призыву колокола, а где-то через удары в рельсу, собирались бы люди на общую молитву и тем самым не были бы оторваны от соборной молитвы всего нашего народа.
Последний день нашей поездки был единственным тёплым днём. После Литургии на пути в Москву посетили благочинного – как всегда приветливый и благостный, он благодарил нас за понесённые труды. Радостно поведал о том, что за воскресной Литургией в Фомино воскресенье в его храме было аж 45 человек. Поделился перипетиями в подготовке строительства второго храма в городе. Последняя «точка», которую мы посетили – деревня Сергиевское. Местный храм во имя прп. Сергия Радонежского здесь особенно руинирован : полностью разрушен алтарь, рухнула трапезная часть, с купола свисал поверженный крест.
После заупокойной литии в храме с пением пасхального тропаря прошли по кладбищу. На нескольких могилах совершили краткую заупокойную молитву. Возвращаясь с кладбища, обратил внимание, что храм, несмотря на серьёзные раны, как-то «расправил плечи» - благодаря серьёзной расчистке от зарослей и мусора вокруг него. В областном центре, перед тем как сесть в электричку, зашёл на вечерню в Александро-Невский собор. Несмотря на то, что все пропевалось и прочитывалось (конечно, кроме кафизмы), служба пролетела за 15 минут. В храме были единицы. Разобрать, что поёт мужское трио с хоров, кроме таких неизменных частей как «Свете Тихий», «Сподоби Господи» и «Ныне отпущаеши» было совершенно невозможно. Подумал: было бы лучше, если стихеры до «славы» не пели, а громко и выразительно читали, как это делается в храмах на моей малой Родине в Донбассе.
Ожидая электричку, мы заново проживали эти несколько счастливых, духовно наполненных светлых пасхальных дней, проведенных, несомненно, с огромной пользой для всех и воспоминаниями о которых будем жить еще очень долго. Счастье – это то, что незыблемо перед лицом смерти. То, что не боится уничтожения, то, что живёт после смерти.