Шапка-ушанка - это знаменитый русский зимний головной убор, который хорошо известен любому человеку в нашей стране. Хотя зачем прибедняться? Можно даже с уверенностью сказать, что сегодня шапка-ушанка - это один из самых популярных сувениров во всем мире, который иностранцы обычно привозят из России наравне с матрешками.
Всего за несколько веков нашей истории, знаменитая ушанка проделала достаточно длинный путь и из самого распространенного головного убора крестьян сумела превратиться в один из самых узнаваемых символов России, который теперь знаком людям всего мира.
Итак, какова же история самой шапки-ушанки? Как она стала символом русской культуры? Подробнее обо всём в нашей новой статье:
История шапки-ушанки на территории Руси
История происхождения ушанки тянется сквозь века. Одна из самых популярных версий гласит, что самым первым прототипом ушанки был монгольский малахай - коническая меховая шапка с высокой тульёй из овчины с широкими ушами и четырьмя лопастями. По другой версии, специалисты предполагают, что прообразом ушанки могла являться и саамская шапка-цибака, которую активно носили жители Поморья и финно-угорские народы.
Однако, самым близким родственником современной ушанки является русский головной убор, который назывался «треух» и в XVII веке очень активно использовался русскими крестьянами в самых холодных частях страны. Треух был похож на монгольский малахай и тоже имел четыре меховые "лопасти", а также помимо головы защищал от холода и шею. Так или иначе, но считается, что мода на ушанки пришла к русским именно от народов Центральной Азии.
Современная ушанка "колчаковка" в 1919 году
Считается, что самый близкий аналог современной шапки-ушанки появился во времена Гражданской войны в России, когда адмирал Александр Колчак решил, что шапка с круглой тульей и подвязанными "ушами" должна была стать частью стандартной униформы белогвардейцев. Многие солдаты называли эту шапку «колчаковка» и утепляли свою голову именно ей.
Когда Красная Армия выиграла войну, то она запретила её, как элемент контрреволюционной формы, хотя шапка красноармейцев "буденовка" не была такой же теплой и удобной, как шапка-ушанка. Лишь в 1931 году на снабжении РКАА начали появляться шапки (финки) немного похожие на шапки-ушанки, но только после войны с Финляндией, когда многие советские солдаты yмepли от переохлаждения в Карельских лесах, было решено внести изменения в форму солдат Красной Армии и сделать ушанку официальной частью униформы.
Доказательством того, что ушанка стала удачным выбором, является тот факт, что немецкие солдаты во время битвы за Москву массово заменяли свои шляпы именно русскими шапками-ушанками, потому что иначе они не могли выдерживать русских морозов и даже бывали случаи, когда немцы яростно боролись с друг другом за трофейные шапки-ушанки в 40 градусные морозы. С тех пор ушанка стала одним из символов Советского Союза.
Ушанки со звездой, которые носили советские солдаты, часто шились из искусственного меха и бобрика (поскольку в годы войны было необходимо удешевить производства военной формы). Шапки армейских офицеров, чаще изготавливали из мутона или овчины.
Рассвет моды шапки-ушанки и становление её символом России
Лучше всех в СССР шапки-ушанки на весь мир прославлял Леонид Брежнев. Во многом именно из-за его любви к шапкам-ушанкам из меха оленя и каракульчи, они очень активно стали «фирменным» головным убором всей партийной советской элиты. В годы перестройки ушанки исчезли с голов руководителей коммунистической партии, но стали бессмертным символом СССР, который ушел в историю.
С тех пор популярность ушанок связана с былой советской армией и является скорее олицетворением советских времен, а ушанки до 2010 года являлись неотъемлемой частью военной формы и одним из самых популярных зимних головных уборов в России. Сегодня многие иностранцы легко узнают шапку-ушанку по одному лишь изображению и моментально ассоциируют её с холодной и суровой Россией.