Найти в Дзене
Анна об искусстве

Как Маяковский в Гражданскую войну плакаты рисовал

Оглавление

Владимир Маяковский для нас - это скорее поэт революции, непримиримый боец, своими рваными строчками несущий миру новые истины. Но немногие знают, что он еще и рисовал. Причем талантливо. В годы Гражданской войны он стал одним из художников Окон РОСТА и создавал агитационные плакаты, пропитанные сатирой и призывом к борьбе.

Именно эту сторону его творческого пути я хочу сегодня раскрыть, хотя он писал и станковые картины - портреты, абстрактные композиции.

А. Дейнека. Маяковский в РОСТА. 1941.
А. Дейнека. Маяковский в РОСТА. 1941.

Что такое Окна РОСТА?

Немного утвердившись после революции, советская власть осознала, что ей необходимо средство для информирования населения. Все-таки началась Гражданская война, и влияние на умы было просто необходимо. Так появилось Российское телеграфное агентство, сокращенно РОСТА - в сентябре 1918 года.

РОСТА стало издавать листочки, вестники, бюллетени. По сути это был центральный орган власти, отвечавший за агитацию и освещение военных новостей. Но важно было доносить вести и до простого народа, причем быстро и доходчиво.

Ведь что за ситуация была в стране: молодая республика голодает, изнемогает от войны и болезней, она окружена кольцом интервенции, и простой, часто неграмотный народ не понимает, кому верить. Вдруг среди опустевших улиц, разбитых витрин и оборванных проводов, среди серости и мрака военного времени в центре города ярким пятном появляется плакат.

При РОСТА появилось специальный отдел, который возглавил художник Михаил Черемных. Помогал ему журналист Николай Иванов-Грамен. Они стали создавать плакаты, которые вывешивали в витринах (окнах) пустовавших магазинов.

Михаил Черемных, Иван Малютин и Владимир Маяковский - художники Окон РОСТА.
Михаил Черемных, Иван Малютин и Владимир Маяковский - художники Окон РОСТА.

Первый такой плакат появился в конце августа или начале сентября 1919 года в пустовавшей витрине бывшего кондитерского магазина Абрикосова, на углу Тверской (ул. Горького) и Большого Чернышевского переулка (ул. Станкевича). Отсюда появилось и название, которое подписывали внизу: ОКНА САТИРЫ РОСТА. В скобках было помечено: "Текст и рисунки меняются еженедельно". В дальнейшем число витрин было доведено до девяти-десяти. 

Однажды Владимир Маяковский шел по Тверской и увидел этот плакат. Вскоре он уже стоял в кабинете Черемных. Начинался расцвет советского плаката.

Маяковский и Окна РОСТА

Владимир Маяковский очень быстро стал идейным вдохновителем объединения, практически его руководителем. Столько было в нем энергии и воли к борьбе.

Главной темой в то непростое время было разоблачение врага молодой республики. А врагов у республики было достаточно, начиная с брюшного тифа, вшей, оспы и холеры заканчивая белогвардейскими командирами. Поэтому для пропаганды и был изначально выбран язык плаката, который был понятен даже тем, кто не умел читать.

С. Викторов. Маяковский в мастерской РОСТА.
С. Викторов. Маяковский в мастерской РОСТА.

«Окна сатиры» вывешивались в местах наибольшего людского скопища: агитпункты, вокзалы, рынки и т. д. Они сразу откликались на главные новости, потому что изготавливались от руки за несколько, а иногда и за один час. Впоследствии от руки или с помощью трафаретов плакаты копировались, и их тираж достигал нескольких сотен.

В. Маяковский говорил, что с течением времени художники могли рисовать сложный рабочий силуэт с закрытыми глазами. Это обеспечивало большой тираж. Скорости требовал сам характер работы: чем быстрее народ узнает вести об опасности или о победе, тем скорее появятся новые бойцы.

"Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло. От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут – час уже висело по улице красочным плакатом", — говорил Маяковский.

У всех плакатов были номера. Первым плакатом, созданным Маяковским, был плакат №5.

Плакат №5 - первый, созданный В. Маяковским для РОСТА.
Плакат №5 - первый, созданный В. Маяковским для РОСТА.

В плакате сочетался текст и поясняющий его рисунок, именно слово должно было призывать, рисунок имел служебную функцию. Крайне важно было передать нужную информацию максимально доходчиво и быстро. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися. Рисунок напоминает нам народный лубок с его нехитрыми рисунками, лаконичными формами, небольшим количеством цветов.

Со временем сформировалась структура плакатов: несколько самостоятельных рисунков, расположенных в логической последовательности, их сопровождает раскрывающий тему текст. Действие развивается от рисунка к рисунку и с помощью хлестких стихов составляется в рассказ.

Такой рассказ в картинках был известен и многие века назад, можно вспомнить и настенную живопись храмов, которая была Библией для неграмотных, и рисованные жития святых, и народный лубок, а сегодня это место прочно занимает комикс как отдельный жанр, соединяющий и художественное, и литературное творчество.

Со временем вырисовывается и особая манера изложения в плакатах Окон: хлесткими рифмами, рубленным слогом и лаконичным изложением она приобрела почти «телеграфную» форму, характерную для творчества В. Маяковского в ту пору.

"Негативные" герои плакатов.
"Негативные" герои плакатов.

Обратите внимание, как ограничено количество цветов, такая лаконичность делает плакат более действенным. Красный цвет, цвет революции, как цвет крови, которую народ проливает за свободу, является определяющим, он доминирует, образ красноармейца становится узнаваем.

""Красочным" – сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне", - вспоминал Маяковский.

Все персонажи в Окнах Роста изображены обобщенно, но в эту обобщенность всегда заложен особый смысл. Маяковский умел выбрать определяющий признак так, чтобы зрителю «Окон» была сразу ясна классовая природа персонажа. Положительные герои – рабочий, красноармеец, крестьянин – всегда показаны в динамике, в революционном порыве, в борьбе и труде.

-7

Плакат постоянно напоминает о врагах республики – Антанте, белых, меньшевиках, буржуе. Особенно часто повторяется в «Окнах Роста» образ «буржуя». Его отличительные признаки: цилиндр, манишка, толстое пузо, рот с хищным оскалом. Интересно, что у каждого врага есть такой внешний признак: например, у Деникина толстые «земские» усы, генеральская фуражка и грузная фигура, Врангель всегда в папахе и черкеске.

Несколько иная манера у плакатов руки Михаила Черемных.
Несколько иная манера у плакатов руки Михаила Черемных.

Не менее ярко плакат откликался на события повседневной жизни, изображая повседневную жизнь молодой республики на протяжении почти 2,5 лет. Главным героем здесь становится гражданин республики – рабочий, красноармеец, которого враги поджидают не только на фронте, но и в тылу, – это многочисленные болезни и бытовые проблемы, а также вражеская пропаганда исподтишка.

Важное место в «Окнах» в первой половине 1921 года занимает разъяснение декретов советской власти: о свободной торговле, о кооперации, об урегулировании зарплаты, о правилах пользования транспортом, о почтовой связи и т. п.

Есть «Окна» на тему о бережном отношении к рабочему инструменту на производстве, об уважении к социалистической собственности, об экономии воды и ремонте водопроводной сети, о борьбе с эпидемиями и даже о сохранении старых газет, правилах посадки в трамвай и т. п.

-10

Не только Маяковскому принадлежат плакаты, ведь их даже не подписывали. Кроме него и Черемных, над ними трудились Д. Моор, И.Малютин и одно время даже К. Малевич.

Окна РОСТА со временем появились и в других городах: Петрограде, Самаре, Курсе, Костроме, Одессе. В них трудились талантливые художники. Многие из этих плакатов хорошо известны и стали хрестоматийными.

Плакат был разговором с улицей, и улица жадно впитывала новости. Главным была агитационная функция. Для Окон РОСТА надо было писать так, чтобы каждый рабочий и крестьянин, прочитав и просмотрев «Окно», не только усвоил и запомнил его содержание, но и поступил так, как требует агитатор-поэт.

Плакат оперативно рассказывал о событиях на фронте, ясными и четкими лозунгами призывал к действию, ярким пятном врывался в военные будни, давал надежду, веру в единство народа и победу красного знамени.

«Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов», - говорил сам В. Маяковский.

Плакат тогда формировал общественное мнение, изобразительное искусство оказывало мощное влияние на политику и военные события.

К 1922-му году жанр политического плаката забывается и возродится он уже с началом Великой Отечественной войны, получив название «Окна ТАСС». В 1940-е годы плакат вновь придет на службу информирования и агитации населения.

Здесь вы можете узнать, как выглядела пропаганда Белых в Гражданскую войну.