Систему "Энергия-Буран" по праву можно считать самым выдающимся достижением советской космонавтики. Являясь своеобразным ответом на западные "Спейс-Шаттлы" – "Буран" во многом превосходил западных коллег, а сверхтяжелый носитель "Энергия" - была не просто топливным баком, а настоящим, самодостаточным носителем, который мог выводить на орбиту не только "Буран", но и любую другую полезную нагрузку.
С появлением "Энергии–Буран", советская космонавтика готовилась к совершенно новому этапу космических исследований, на систему возлагали большие надежды, так как средств и усилий, по советским меркам, было вложено много.
По множеству экономических и политических причин, столь сложный и больший проект был незаслуженно отправлен на свалку истории и попросту забыт. Однако, нередко можно разговоры о том, чтобы возродить программу и дать "Бурану" и "Энергии" второй шанс, но насколько миссия выполнима и будет ли от этого смысл?
Весомый аргумент в пользу возрождения то, что от программы осталась большая документации и несколько прототипов – над возобновлением проекта придется как следует потрудиться, ведь с момента первого и последнего полёта прошло более 30 лет, с тех пор многие и многие технологии, которые применялись в "Буране" да и вообще методики работы с космическими аппаратами безнадежно устарели, а на адаптацию устаревшего проекта к современным условиям - уйдет немало времени и денег.
Допустим, что мы получили отличное финансирование проекта, разработаем осовремененный, проект "Бурана", мы столкнемся с еще одной, не менее сложной задачей – восстановление сборочной и производственной инфраструктуры. Как мы знаем, внедрение какого-либо нового носителя или корабля оборачивается трудностями и большими вложениями. Достаточно вспомнить сложный и долгий путь ракеты–носителя "Ангара", а тут идет речь о многоразовой космической системе с орбитальным космолетом в придачу, в сравнении с которой – "Ангара" выглядит устаревшей игрушкой.
"Буран" далеко не самая главная часть программы, ведь носитель "Энергия",не просто топливный бак, как в случае со "Спейс–Шаттлами", а полноценная ракета, причем, весьма нетрадиционной конструкции, с частично многоразовыми элементами.
Даже если мы преодолели все экономические и производственные проблемы и построили обновленный "Буран", закрепили его на новой "Энергии", мы столкнемся с еще одной неприятной проблемой, ведь нашему новому нужно будет найти задание, которое не может выполнить актуальный космический корабль "Союз", грузовик "Прогресс" и тяжелый носитель "Протон", и тут выясняется главная проблема нашего нового челнока – в нынешних реалиях ему будет крайне трудно найти достойную работу.
Отправить новый модуль "Наука" к МКС сможет и "Протон" , до конца эксплуатации МКС, вопрос с доставкой людей решат "Союзы", а с недавнего времени и американские "Дрэгоны".
Получается, что даже если мы возродим программу сегодня, у нас не получится найти ему достойное применение и потраченные усилия и средства не оправдают себя. Вы можете назвать это самым пессимистичным сценарием, однако важно понимать, что у Роскосмоса бюджет не резиновый и распылять его на неоправданные проекты попросту нельзя.
Если вам интересна космонавтика и вы не хотите пропустить новые, интересные публикации – подписывайтесь на наш канал!
Спасибо за внимание!